Чăваш таврапӗлӳҫисен пӗрлӗхӗ

Союз чувашских краеведов

Чăвашла Русский

Таврапӗлӳ вӑл...

«Таврапӗлӳ культурӑн пӗр пайӗ пулнӑран вӑл культурӑна музей тата педагог ӗҫӗн архивӗсене тӑвассипе, пухусем ирттерессипе, ҫамрӑксене тӗрлӗ кружоксемпе пӗрлӗхсене пухассипе, туризма аталантарассипе, хорсем тата алӗҫ артелӗсене йӗркелессипе тачӑ ҫыхӑнтарать».


«Таврапӗлӳ ӑслӑлӑх кӑна мар, ӗҫ те вӑл».

Дмитри Лихачёв академик

ПОЗДРАВЛЯЕМ C НАГРАДОЙ!

30.11.2017 20:11
ПОЗДРАВЛЯЕМ C НАГРАДОЙ!

Сегодня, 30 ноября 2017 года, в день профессионального праздника библиотекарей-краеведов России, объявлены имена специалистов, награжденных Почетной грамотой РБА «За вклад в развитие библиотечного краеведения России». В список 19 лучших библиотечных работников вошла и Соловьева Галина Павловна, заведующая отделом национальной литературы и библиографии Национальной библиотеки Чувашской Республики.

Поздравляем Галину Павловну со столь высокой наградой, желаем доброго здоровья и дальнейших успехов в профессиональной и общественной деятельности.

Справочно:

Под руководством Галины Павловны Соловьевой в 2001-2016 гг. реализованы проекты по сохранности и обеспечению доступа к краеведческим информационным ресурсам путем микрофильмирования и перевода на электронные носители в рамках ФЦП «Культура России: 2001-2016 гг.»: 16 проектов по созданию страхового фонда документов, 2 проекта по переводу документов на цифровой формат.

Подготовлен ряд библиографических пособий и электронных изданий, раскрывающих развитие культуры, искусства, науки, образования, экономики республики. Среди них: биобиблиографический справочник «Чӑваш чӗлхи тӗпчевҫисем» (Исследователи чувашского языка, 2006), научно-вспомогательные библиографические указатели: «Геннадий Айги» (2004), «Петр Петрович Хузангай» (2007), «Чувашское литературоведение и критика: 1990-2010 гг.» (2014), «Национальная библиотека Чувашской Республики в изданиях и публикациях. 1871-2015» (2016), «Герои необъявленных войн: погибшие при исполнении воинского долга в мирное время (1946-2012 гг.)» (2017), «Герои труда Чувашии» (2017) и др. Электронные издания, подготовленные сотрудниками отдела «Патриарх чувашской культуры: И.Я. Яковлев: 1848-1930», «Поэтический мир Михаила Сеспеля», «Мой голос – звенящая сталь», «Войны священные страницы: писатели Чувашии в Великой Отечественной войне» стали дипломантами Всероссийского конкурса «Край в формате DVD» (2011).

Галина Павловна инициатор и организатор многочисленных крупномасштабных общественно-значимых мероприятий и культурно-просветительских акций по продвижению национальной книги и краеведческих знаний – более ста мероприятий в год. Одними из самых ярких и информационно насыщенных являются межрегиональный фестиваль национальной книги «Через книгу – к согласию народов», республиканский конкурс «Литературная Чувашия: самая читаемая книга года», республиканская просветительская акция «Миссионер и ученый Иакинф Бичурин», проекты «Литература ҫул-ҫӳревӗ. Встречи в провинции», «Имя в истории Чувашии» и др.

Является заместителем председателя Союза чувашских краеведов (с 2005 г.), членом Совета по реализации государственной политики в области издания социально значимой литературы при Министерстве информационной политики и массовых коммуникаций Чувашской Республики (с 2011 г.), Межведомственной комиссии по регулированию норм чувашского языка при Министерстве образования и молодежной политики Чувашской Республики (с 2013 г.).

Задачи и проблемы чувашского краеведения в Ульяновской области

29.11.2017 16:06
Задачи и проблемы  чувашского краеведения в Ульяновской области

1. Деятельность Союза чувашских краеведов Ульяновской области с 2000 года и по настоящее время,

2. Основные задачи чувашского краеведения,

3. Основные направления работы,

4. Руководящие органы.

На учредительном собрании в 1992 году, которое состоялось в музее-квартире И. Я. Яковлева, было объявлено о создании краеведческого общества в г. Ульяновске. Учредителями выступили краеведы, члены Ульяновского областного чувашского просветительского общества им. И. Я. Яковлева, в числе которых были В. Г. Егоров, И. С. Кирюшкин, Н. А. Казаков, В. М. Репин, П. С. Картюков, П. П. Ургалкин и др. Руководящим органом явилось общее собрание членов. Председателем общества единогласно был избран Казаков Николай Александрович. Под его руководством краеведы активно проводили в жизнь намеченную программу. Регулярно осуществлялся активистами сбор утварей и старых вещей для создания музеев при школах, выпускались книги на собственные средства, среди которых - издания «Региональной чувашской энциклопедии Ульяновской, Пензенской и Самарской областей», профинансированные за счет средств фирмы «Элем» (директор Кузьмин Д. В.). Много труда приложили краеведы к созданию этого энциклопедического словаря. Члены общества оказывали поддержку музею-квартире И. Я. Яковлева, подготовке и проведении различных мероприятий Ульяновской областной чувашской национально-культурной автономии. Многие краеведы стали народными академиками Чувашии. Мы обратились к исполнительной и законодательной властям Ульяновска с инициативой о дальнейшем изучении булгарского периода истории Симбирска. Идея была поддержана Правительством Ульяновской области. По дате основания города Ульяновска состоялось несколько совещаний в краеведческом музее и Комитете по культурному наследию с участием краеведов, археологов, архивистов и историков. После рассмотрения информации о первых упоминаниях о городе Симбирск, памятниках раннего Средневековья на территории города было принято решение по уточнению и обоснованию даты основания города. Краеведы вошли в состав оргкомитета и активно выступали на страницах периодической печати. Ценные сведения об основании Симбирска почерпнули из книги Бакши Имана «История Джафара», изданной в Софии, в начале 90-ых годов прошлого года. В СМИ были опубликованы несколько статьей по этому вопросу. В «Народной газете» появилась статья «Симбирск древнее Казани?» (№91, 2010 г.), в журнале «Мономах» - «Когда же основан Симбирск?» (№2, 2011г.), в «Молодежной газете» -«Симбирску – 1145лет?» (№3, 28.01.2011г.), в еженедельнике «Аргументы и Факты» - «Две Болгарии» (№7, 15.02. 2011г.). Показывали специальные передачи и по местному телевидению. По этому поводу было несколько выступлений краеведа Н. Казакова. В связи с этим мы отправили официальные письма к специалистам с просьбой в установлении даты основания Симбирска и получили новые сведения из прошлого города от председателя ЧОКЦ, Народного писателя М.Н. Ильина (Юхмы), Почетного краеведа В.П. Никитина (Станъяла), различных научных учреждений, которые охотно откликнулись на наши предложения и подтвердили то, что в действительности город считается старинным и основан булгарами. Об этом писали во многих газетах Чувашии и Ульяновска. Тема изучения истории Волжской Булгарии на сегодняшний день не закрыта. Краеведом Аляпкиным готовится книга о происхождении города Симбирска с использованием архива краеведа Н. Казакова. В марте 2011 г. краеведы приняли участие в годичном заседании Чувашской народной академии наук и искусств. В числе других вопросов затронули и проблему о древности и дате основания города Симбирска (Ульяновска).

В заседаниях Совета краеведы обсуждают свои исследовательские и научные работы (особо следует выделить рукописи М. А. Аляпкина, И. М. Кирпичникова, Н. Н. Кирюшина), вопросы организации встречи с интересными людьми. Оказывалось содействие в издании книг Галины Александровой «На перекрестке пройденных дорог», Александра Авдонина «Симбирские Малиновские», «Пушкин и чуваши», Г.Н. Афанасьевой «Как молоды мы были», Валерия Свиридова «Рассказы», Г. Н. Кондратьева «Я остаюсь в России», В. Г. Вериялова «Малая Родина – Свет души» (страницы истории совхоза «Россия» Ульяновского района).

Важным событием для краеведов стало участие в Межрегиональной краеведческой экспедиции «Мост дружбы 2011», организованной чувашской воскресной школой им. П.М. Миронова Кировского района г. Уфы. На малой Родине П. М. Миронова в с. Новое Ильмово Дрожжановского района Республики Татарстан проходили торжественные собрания по случаю 150-летия со дня рождения видного математика. Скульптором Кондрашкиным Н.Г. в дар национальной библиотеке №17 «Содружество» г. Ульяновска был преподнесен бюст П. Миронова.

В районном центре Дрожжаное Республики Татарстан состоялось награждение активистов, проявивших себя в литературной и краеведческой деятельности по итогам 2012 года. В числе награжденных Благодарственным письмом Главы Дрожжановского муниципального района Т. Д. Нагуманова и нагрудным знаком Министерства культуры Татарстана «За достижение в культуре» - Казаков Н.А., автор многочисленных публикаций.

В конкурсе детских рисунков «Природа глазами детей» приняли участие ребята 4-11 классов общеобразовательных школ Ульяновской области. Всего в нем приняли участие более 50 школьников. В своих работах юные художники отразили уникальную природу Ульяновской области, нарисовали иллюстрации к рассказам Николая Казакова. Лирические зарисовки и миниатюры о родной природе, очерки о тружениках леса были изданы отдельным сборником в 2012 году под названием «На лесной тропе».

С 1993 года традиционными стали туристические поездки в древний город Булгар. Делегаты от Союза чувашских краеведов Ульяновской области участвовали на съезде краеведов Татарстана «Прикосновение к истокам». Были приглашены на юбилейный вечер по случаю 60-летия Ульяновского регионального отделения Союза писателей России. В 2009 году состоялось выездное заседание Чувашской народной академии наук и искусств в Ульяновске. Вновь принятым членам академии вручали новые билеты, принимали в ряды академии. Президент Академии Ерагин Е.Е. ознакомил с Уставом в новой редакции и программой работы на предстоящие годы. Состоялись выборы председателя регионального отделения академии, тогда им стал народный академик Розов Н. Д. В настоящее время отделение возглавляет народный академик Чувашии Казаков Н. А.

Было организовано несколько выездных заседаний краеведов в г. Инзу, где мы обменивались с опытом работы по развитию краеведения. Местному краеведу Кондратьеву Г. И. были вручены удостоверение Почетного краеведа, членский билет писателя, Почетную грамоту мэрии г. Ульяновска.

В национальной библиотеке №17 «Содружество» состоялась встреча с гостем из Болгарии Ангелом Христовым. Он обратился к Администрации области с просьбой провести радиоуглеродное обследование останков древних булгарских поселений, чтобы доказать древность города Ульяновска. Активных краеведов приняли в члены ООБ и члены Международной академии по Болгарознанию и инновации культуры (МАБИК).

На сайте А. Христова опубликованы статья Н. Казакова «Летописи говорят» и другие краеведческие заметки и очерки. Краеведы из Ульяновска поддерживают тесную связь с общественной организацией «Булгарское возрождение», участвуют в конференциях, встречах, обмениваются опытом работы.

Чувашскими краеведами был поставлен вопрос по установке памятных досок и знаков в местах нахождения бывших булгарских городов и сел. По этому вопросу состоялась встреча с заместителем мэра города О. Мидленко. Однако поставленные вопросы до сих пор не решены.

При раскопках древнего городища близ села Кременки Старомайнского района, Беденка Ульяновского района найдены артефакты, которые говорят о том, что данная территория была густо населена древними народами.

В течение многих лет изучает древнебулгарскую историю общественный деятель из Бургаса (Болгария) Пъетр Петров. А тем, кто принимает активное в нем участие и вносит большой вклад в изучение истории родного края, он вручает Почетный серебряный медальон «Тангра», названный именем Бога древних болгар. Почетные знаки получили многие, в том числе Ульяновские краеведы – общественники: Вражкин А. П., Казаков Н. А. (Ильмовский), Кирпичников И. М., Кирюшин Н. Н., Кондрашкин Н. Г., Кадебин Н. К., Мордовкин А. А., Ярухин В. Е., Ярухин А. Е. , Селендеева М. А.

По мнению краеведа из Ульяновска В. Е. Ярухина, интересной находкой является медальона с изображением профиля человеческого лица, найденный при закладке фундамента дома в селе Убеи Дрожжановского района Татарстана. Многие исследователи затрудняются ответить, кто изображен на медальоне? Медальон, найденный краеведом Ярухиным, по всей вероятности является древнейшей наградой феодального государства Волжской Булгарии.

В деревне Новые Убеи (Дрожжановский район) возрождается культ предков - почитание умерших. Предки воспринимаются как живые, как посредники между богами и человеком. Активистами села (начинатели братья Ярухины А. и В.) в 2013 году на окраине села была установлена молитвенная Юпа (столб), возле которого в день троицы проводится «Хаят патти»- традиционный весенний праздник, связанный с возрождением природы, где определённое место занимало поминовение усопших. Старейшины деревни доверили братьям Ярухиных провести церемонию обряда. Основное место в культе предков занимают жертвоприношения с молитвами. Составителями герба и флага села Убеи являются активисты села Ярухин Владимир Егорович, Ярухин Алексей Егорович, Ярухина Диана Алексеевна, Ухваркин Алексей Петрович. На желтом фоне флага деревни Убеи изображен серебренный шлем чувашского военного предводителя, богатыря Упи. Согласно преданиям предки пришли из села Убеево (Упи), расположенного в Красноармейском районе Чувашской Республики.

Учащиеся из Чирикеевской неполной общеобразовательной школы Майнского района Ульяновской области под руководством учительницы Ярославской Л.Ф. принимали участие в конкурсах по экологическому краеведению. Работы ребят опубликовались в журналах и газетах

«Муравейник», «Лесная вновь», «Канаш», «Ленинец». Самые лучшие работы представлены на конкурс и отправлены в «Рослесозащиту» и «Российское общество лесоводов». По результатам своих исследований ребята готовят материалы для издания книги. Учительницей Ярославской Л. Ф. в 2012 году издано учебное пособие «Наши помощники в лесных делах». В сборник включены рассказы детей старших и младших классов и рассказы Н. А. Казакова.

Старшеклассники Первомайской средней школы Чердаклинского района, Старо и Ново Алгашинских средних школ Цильнинского района, Тумкинской средней школы Тереньгульского района занимаются под руководством опытных педагогов научно-исследовательской работой по охране и защите леса, обобщают материалы школьного музея, изучают историю родного края, биографии выдающихся людей, семейные династии. Опыт работы показывает, что школьный музей способствует не только развитию национального самосознания, но и сохранению культурного наследия народа.

А.Ф. Ермиловым издана книга на основании рукописи «Коллеге по перу», куда включены рассказы о лесе и работниках лесничества Тереньгульского ЛПХ Н. Казакова (Ильмовского).

В связи с объявлением Юнеско с 2013 года 21 марта «Международным днем леса» ежегодно в Ульяновском государственном педагогическом университете со студентами 4 и 3 курсов национального (чувашского) отделения филологического факультета проходят мероприятия по творчеству Н. Казакова. Основной тематикой стали его рассказы о лесе из книги

«На лесной тропе».

Правление Союза организовала несколько туристических поездок в соседнюю Чувашскую Республику. Участниками мероприятий были краеведы, педагоги и ученики из Средне и Нижне-Тимерсянских, Большенагаткинской среднеобразовательных школ Цильнинского района Ульяновской области в количестве 18 человек. Встреча состоялась в музее леса при Центре защиты леса Чувашской Республики.

Для ребят была организована обзорная экскурсия по его залам. Заведующая А. Я. Иванова интересно и увлекательно рассказала ребятам о роли лесного хозяйства в системе охраны окружающего мира. В подарок дети получили памятки, напоминающие о том, как правильно вести себя в лесу и памятные значки "Берегите лес от пожаров". Во второй половине дня состоялась встреча с автором рассказов о родной природе Н. А. Казаковым. Он ознакомил присутствующих о своей творческой и литературной деятельности. В конце беседы состоялась презентация нового номера журнала «КИЛ» (Культура, искусство, литература), где были опубликованы рассказы автора.

Любит путешествовать по стране краевед Н. Н. Кирюшин. В 2011 году он побывал в селе Перещепкино (Украина), где по историческим преданиям был захоронен хан Кубрат. Пишет интересные заметки в газеты «Канаш» (Ульяновск), «Сувар» (Казань), «Чувашский мир», «Хыпар» (Чебоксары).

За многолетнюю общественную деятельность по сохранению родного языка и народных традиций многие краеведы награждены Грамотами и Благодарственными письмами администрации города Ульяновска и Законодательного собрания Ульяновской области, в числе которых: Кирпичников И. М., Кондрашкин Н. Г., Казаков Н. А., Кузьмин Д. В., Ермилов А. Ф., Мустаев О. Н., Ларионов Н. Н., Сваев В. И., Улендеев Б. А. , Ярославский С. Г.

Краеведение имеет огромное общественно-политическое и культурно-просветительское значение; велика его роль в учебно-воспитательном процессе. Краеведение как знание о своих родных местах зародилось в далеком прошлом. У всех народов во все времена были люди, хорошо знающие окружающую их местность, особенности ее природы, истории и т. д. Эти знания передавались последующим поколениям устно, в различных документах, произведениях народного творчества. Однако научные основы краеведения в нашей стране появились только в 1914 году. В годы Советской власти краеведение стало одним из основных направлений в патриотическом воспитании подрастающих поколений. В одном из выступлений М. И. Калинин говорил: “Воспитание патриотического чувства любви к Родине должно основываться не на отвлеченных понятиях долга, а на конкретных предметах, изучение которых в школе позволило бы познать наши богатства”. Это изречение актуально и сейчас.

Чувашские краеведы в течение многих лет старались сохранить, совершенствовать, распространить и пропагандировать древнюю культуру народа и быт национальной деревни, которые дают возможность глубже познакомиться с родным краем, узнать его культуру и историю. Благодаря активистам-общественникам школьники приобщаются к исследованию родного края. Возрождение, сохранение и популяризация чувашского языка, культуры, обычаев и традиций народа особенно важно сегодня для закрепления знаний о народе, особенно для молодежи. Однако реализовать намеченные задачи по воспитательной работе в школах Союзу не под силу. Но осуществление хотя бы части намеченной программы Союза, возможно, конечно, лишь при поддержке государственных органов. Исходя из этого, основными целями и задачами работы краеведов являются:

-содействие развитию чувашского краеведения в Ульяновской области и ее культуры, совершенствование краеведческой деятельности;

-активизация деятельности краеведческой работы с целью выявления, изучения и сохранения культурного и природного наследия, формирование ответственного отношения к историческим памятникам и природы;

-содействие органам государственной власти, учреждениям науки, образования и культуры в развитии краеведения;

-в сохранении традиции и обычаи народов Поволжья, пропагандистско-просветительская работа среди населения области;

-оказание помощи педагогам школ в развитии чувашской национальной культуры в области;

-выявление и изучении исторических памятников, памятников природы;

-участие в работе органов исполнительной власти, государственных структур, поддерживающих краеведческое движение в Ульяновской области;

-изучение литературно-исторических архивных документов, содействие в поиске в государственных архивах документальных свидетельств об основании сел и городов;

-организация и проведение семинаров, совещаний, научно-практических конференций пропаганда передового опыта краеведов через средства массовой информации;

Для достижения указанных целей и задач Союз осуществляет свою деятельность по следующим направлениям:

-распространяет информацию о своей деятельности;

-выступает с инициативами и вносит предложения в органы государственной власти по усовершенствованию краеведения;

- организует и проводит различные собрания, конференции, семинары, фестивали, олимпиады, выставки, презентации, конкурсы и другие мероприятия;

Работоспособность Союза зависит от руководящих органов. «Кадры решают всё!» — именно это изречение Иосифа Виссарионовича Сталина является основным лейтмотивом жизнеспособности любого предприятия и организации. Подбор кадров главное в работе Союза. От этого зависит вся работа краеведения.

Высшим руководящим органом Союза является конференция (общее собрание), которая созывается Советом в соответствии с планом его работы. Отчетно-выборная конференция (собрание) созывается один раз в четыре года. Дата созыва конференции (собрании), регламент выборов, повестка дня, порядок избрания делегатов и нормы представительства объявляются Советом не позднее, чем за 30 дней до ее проведения. Конференция (собрание) считается правомочной, если в ее работе принимает участие более половины членов Союза. Решения принимаются простым большинством голосов (50% + 1 голос) от числа зарегистрированных членов. Конференция (собрание) решает любые вопросы деятельности Союза.

В период между конференциями (собраниями) деятельностью Союза руководит Совет Союза. Заседания Совета Союза созываются председателем по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца. Заседания Совета правомочны, если на них присутствуют не менее 2/3 членов Совета. Решения принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих членов Совета. Совет Союза руководит работой в периоды между конференциями (собраниями) и решает все вопросы за исключением тех, которые отнесены к исключительной компетенции конференции (собрании).

Председателем Ульяновского отделения Союза краеведов Чувашии является Казаков Николай Александрович; помощником председателя - Кирюшкин Николай Николаевич; Члены Совета Союза: Казаков Н. А. Кирюшин Н. Н. , Кузьмин Д. В., Кирпичников И. М., Ярухин В. К.,

Работа краеведов должна быть коллективной, так как вне коллектива она невозможна. Призываем всех учителей, школьников, сельчан принять участие в работе. Небольшие записи на блокнотах, заметки, наблюдения будут маленьким вкладом в науку. Надо всем сегодня приниматься за изучение местного края. Что не под силу одному, то легко может быть сделано коллективом. Всякое явление, историческое прошлое края должно быть изучено. Поэтому мы стараемся объединить всех заинтересованных людей и рассчитываем на длительное сотрудничество. Ко всем обращаемся с призывом, не выбрасывайте старые вещи, записи на тетрадях, фотоальбомы, а несите к нам (наш адрес: 432066, г. Ульяновск, Отрадная, 85-34, сот. 8 927 811 45 27). Каждый день и каждый час время уносит с собой ценности. Надо спешить оставить для потомков воспоминания старожилов села и города из прошлого жизни предков.

Н. Казаков (Ильмовский), Народный академик Чувашии

Приложение.

Список членов Союза чувашских краеведов Ульяновской области, краеведы-общественники:

Аляпкин Михаил Андреевич,

Вериялов Владимир Григорьевич,

Герасимов Геннадий Николаевич,

Искендеров Федор Васильевич,

Казаков Алексей Николаевич,

Кадебин Николай Константинович,

Картюков Михаил Семенович,

Кирпичников Иван Моисеевич,

Кирюшин Николай Николаевич,

Кондратьев Геннадий Иванович,

Кондрашкин Николай Григорьевич,

Кузьмин Дмитрий Васильевич,

Мордовкин Алексей Алексеевич,

Осипова Нина Николаевна,

Прилучных Галина Николаевна

Пушкин Владимир Константинович,

Ратаева Нина Васильевна

Селендеева Мария Алесеевна,

Солдатова Людмила Николаевна,

Сультеева Татьяна Петровна,

Улендеев Борис Александрович,

Фурашова Елизовета Алексеевна,

Ярухин Владимир Егорович

Пӗлтерӳ

24.11.2017 11:47

2017 ҫулхи чӳк уйӑхӗн 25-мӗшӗнче, шӑматкун, Наци вулавӑшӗн 208-мӗш пӳлӗмӗнче ХАЛӐХ ХУРАЛӖН (аксакалсен тӗп канашӗн) шайлавпа суйлав ларӑвӗ пулать. 14 сехетре пуҫланать.

Халӑх хуралӗн кӗреки

АКСАКАЛСЕМ СӐМАХ ТАТАСШӐН

23.11.2017 09:25

2017 ҫулхи чӳк уйӑхӗн 23-мӗшӗнче Чӑваш Республикин наци вулавӑшӗнче, 14 сехетре, кӗҫнерникун, Чӑваш аксакалӗсен тӗп канашӗпе Халӑх Хуралӗн хастарӗсем пӗрлехи пуху ирттереҫҫӗ.

Пухӑва ял-хулари ваттисен канашӗнче тӑракансем, ял мухтарӗсем (старостисем), депутатсем тата ытти хастар ҫынсем пурте пыма пултараҫҫӗ.

Ялти ҫынсем ыйтнипе пӗлтерӳпе пӗрле Халӑх Хуралӗ ҫинчен каласа ӑнлантарнине лартатпӑр.

ХАЛӐХ ХУРАЛӖ

1. Пӗтӗмӗшле ӑнлантарни

Хурал пӳртне пухӑнса халӑхпа кулленхи ӗҫ-пуҫа, пулса-иртнисене е малашне тумалли тӗллевсене сӳтсе-явас, кӑткӑс ыйтусем сиксе тухсан ваттисен сӑмахне итлесе пӑхас йӗрке чӑваш пурнӑҫӗнче авалтан упранса юлнӑ. Ҫӗршыв пурнӑҫӗнче ХХ ӗмӗр вӗҫӗнче пысӑк улшӑнусем пулса иртнӗ чухне 1988 ҫулта Чӑваш Халӑх Хуралӗн ҫӗнӗлле тытӑмӗ йӗркеленнӗ. Шупашкарта унӑн тӗп кӗреки (правленийӗ) ӗҫлеме пуҫланӑ. Халӑх Хуралӗ пуҫарнипе культура центрӗсем, Чӑваш наци конгресӗ, Ваттисен тӗп канашӗ, ентешлӗхсен тытӑмӗ, ял мухтарӗсен йӗрки пуҫланса кайрӗ, «Халӑх тӗпелӗ» хаҫат ҫуралса тухрӗ. Чӑваш Халӑх Хуралӗн уставне «Тӑван Атӑл» журналта (2001, 11№), «Чӑваш тӗнчи» хаҫатра (2013, 17-18 №) пичетленӗ. Чӑваш Халӑх Хуралӗн тӗп кӗрекине вӑрах вӑхӑт Виталий Станьял, тӗрлӗ вӑхӑтра чӑваш халӑх ҫыравҫисем Хветӗр Уяр, Денис Гордеев, Борис Борлен педагог-сӑвӑҫ ертсе пынӑ. 2013 ҫултанпа унӑн йӗкӗр председателӗсем пулма Николай Адерпа Владимир Тяпкин пайтаҫӑсене суйланӑ.

Чӑваш Халӑх Хуралӗ (Чувашский Народный Хурал) – халӑхӑн авалхи йӑлинчен килекен хастарлӑх, кулленхи пурнӑҫра пӗр йышри ҫынсен кирлӗ ыйтусене пӗр-пӗринпе сӳтсе явмалли хӑйне тӗллӗн пулса пыракан канашлу мелӗ тата чӑваш халӑхӗн ял-хулари, пӗтӗм хутлӑхри кулленхи пурнӑҫне, хуҫалӑхпа политика, культурӑпа йӑла ыйтӑвӗсене сӑнаса хаклакан ӑсчахсен, таврапӗлӳҫӗсен, мухтарсен, депутатсен, ертӳлӗх ҫыннисен, ушкӑнсен, канашлуллӑ пӗтӗҫӳлӗхӗ.

Унӑн никӗсӗ - урамсенче, ял-хулара, ентешлӗхсенче, организацисемпе учрежденисенче, хуҫалӑхсенче ӗҫлекен Ваттисен канашӗсем тата халӑх суйланӑ мухтарсем, халӑх майлӑ ертӳҫӗсем. Чӑваш Халӑх хуралне вырӑссен «соборность» тенӗ пулӑмӗпе танлаштарма пулать. «Соборность – сочетание свободы и единства многих людей на основе их общей любви к одним и тем же абсолютным ценностям, - тенӗ паллӑ философ Н.О. Лосский. - Эта идея может быть использована для разрешения многих трудных проблем социальной жизни» (История русской философии, 1991, 59 с.). Юлашки тапхӑрти ӗҫ-пуҫа пӑхсан, Чӑваш наци конгресӗ хӑйӗн халӑх хӳтӗлевӗнчи вӑйне ҫухатса пынине шута илсен, Чӑваш Халӑх хуралӗ тӗрӗксен наци меджлисӗсем пекех пулса тӑма пултарать.

Халӑх Хуралӗ патшалӑх е халӑх йӗркеленӗ ытти союзсенчен, партисенчен, обществӑсенчен, центрсенчен тытӑмӗпе те, ӗҫӗ-хӗлӗпе те уйрӑлса тӑрать. Вӑл тӑван халӑхшӑн, Тӑван Ҫӗршывшӑн тӑрӑшакан мӗнпур хастар вӑйсене (патриотсене) шухӑшпа, малаш тӗллевсемпе пӗтӗҫтерсе тӑрать. Унта пайташлӑха илес, хистес е хушас йӑла ҫук. Вӑл чӑваш халӑхӗн пӗрлешсе пулнӑ шухӑш-кӑмӑлӗн хумӗ, вӑйӗ, тытӑмӗ.

Чӑваш халӑх хуралӗ ӑнлавӑн пӗлтерӗшӗ нумай енлӗ. Тӑнӑҫ вӑхӑтра вӑл пӗрле пурӑнакан вырӑнти ҫынсен йӑла ыйтӑвӗсене ушкӑнпа татса парать. Вӑрҫӑ-харҫӑ тухсан (Атӑлҫи Пӑлхар вӑхӑтӗнче, Хусан ханлӑхӗнче, Вырӑс патшалӑхӗнче) халӑх ҫарӗ (народное ополчение) пухаканӗ е пӑлхавсем йӗркелекенӗ пулса тӑнӑ. ХХ1 ӗмӗрте чӑваш халӑх хуралӗ гражданла обществӑн уйрӑлми пайӗ – халӑх влаҫне тӑвакан вӑйсен (саккун кӑларакансене, влаҫсен пайӗсене, право тытӑмӗсене) суйлакан) шухӑшне палӑртакан никӗс пулса тӑчӗ. Тахҫанхи вӑхӑтсенче чӑваш парламентаризмӗ ытти халӑхсенни пекех пулнӑ. Ертӳҫӗсене Халӑх пухӑвӗнче (вырӑс халӑхӗн вече е украинсен рада тенӗ пухӑвӗсенчи пек) тӳррӗн суйланӑ. Халӗ халӑх хӑйӗн ирӗкне палӑртма Патшалӑх канашӗн депутачӗсене шанса парать. Вӗсен чӑваш халӑхӗн шухӑш-кӑмӑлне уҫса памалла.

2. Халӑх Хуралӗн тытӑмӗ

Халӑх Хуралӗ – пӗр-пӗр учреждени, штаб, ҫурт мар. Вӑл халӑхӑн упранса пурӑнма хистекен шалти пӗршухӑшлӑхӗ, халӑхӑн управлӑх шӑнӑрӗ, хӳтлӗх чунӗпе шанӑҫӗ. Ял-хулара унӑн суйласа ҫирӗплетнӗ йышӗ ҫук. Апла тума ӑна вырӑнти влаҫсем те, республика ертӳлӗхӗ те ирӗк паман пулӗччӗҫ, ертӳҫисене тӳрех айӑпласа пӗтерӗччӗҫ. Анчах хура халӑхӑн пӗрлӗхӗ, пӗрлехи шухӑшӗ яланах пур, ӑна тӗрмене тытса хупма, персе пӑрахма ҫук.

Халӑх хумӗн тӗп ертӳҫисем кирек хӑҫан та чӑваш халӑх шӑпи ҫинчен шухӑшлакан хастар ҫынсем пулнӑ. Хӗрӳ вӑхӑтсенче вӗсем, хӑйсен пуҫӗсене шеллемесӗр, хура халӑх умне тӑрса кӗрешӗве ертсе пыма пуҫланӑ.

Пӑлхавлӑ вӑхӑтсенче ҫав юхӑмӑн ертӳлӗхӗ хӑвӑрт палӑрса тухать. Чӑваш Халӑх Хуралӗн хальхи саманари Тӗп кӗреки наци юхӑмӗ ҫинче ҫуралнӑ. СССР арканса кайнӑ хыҫҫӑн вӑл чӑваш ялне, ӗҫ вырӑнӗсене, тӑван чӗлхепе йӑла-йӗркене упраса хӑварас енӗпе хытах кӗрешрӗ.

Чӑваш Халӑх Хуралӗн тӗп Кӗреки пысӑк пӗлтерӗшлӗ ыйтусем сиксе тухсан Чӑваш республикин тата тулайри чӑвашсен вырӑнти влаҫӗсемпе, наци культурин Мускаври тата ытти ҫӗрти автономийӗсемпе, Чӑваш наци конгресӗпе, Юстици министерствинче регистрациленӗ мал шухӑшлӑ ытти мӗнпур пӗрлешӳсемпе килӗшсе чӑмӑртанма пултарать.

Кӗреке политика, экономика, финанс, ӗҫлӗх, суту-илӳ, культура, хыпарлав, чӗлхепе вӗренӳ, ачалӑхпа яшлӑх, сывлӑх тата халӑх пурнӑҫӗн ытти енӗсене тишкерсе тӑракан ӑстасене пӗрлештерсе тӑма тивӗҫ.

Чӑваш Халӑх Хуралӗн талккӑшӗ чӑвашсем пурӑнакан пӗтӗм вырӑнсем пулнине кура унӑн Тӗп кӗрекин ҫирӗплетнӗ ӗҫ вырӑнне палӑртман. Халӑх Хуралӗн тытӑмне – вӑл питӗ те йышлӑ тата пӗтӗм тӗнче тӑрӑх сапаланнӑ пирки - пӗр-пӗр ҫӗрте регистрацилеме май ҫук. Тӗп кӗрекене регистрацилемелле текен сӗнӳ тухсан, Хурал аксакалӗсем ку шухӑша пачах та йышӑнмарӗҫ. Халӑх хуралӗ нихӑш ӗмӗрте те тӳре-шара аллинче пулман, патшалӑх аллине кӗрсе ӳкнӗ хурал вара Халӑх Хуралӗ пулма пӑрахать, терӗҫ. Чӑвашсем пурӑнакан кирек хӑш Республикӑра (Мари Элте, Пушкӑртстанра, Тутарстанра, Удмуртра) е облаҫра (Кемӗрте, Пензӑра, Самарта, Тӗменте, Ульяновскра,) хӑйсен тӗп Хуралӗ пулма пултарать тата вӑл пулмалла та. Ҫакӑ вӑл лайӑх ӗҫлекен культура автономийӗсемпе, центрсемпе юнашар тепӗр тытӑм тумаллине пӗлтермест. Ку вӑл ҫав пӗрлӗхсен чи ӑслӑ, пуҫаруллӑ ҫыннисем тӑван халӑхшӑн ҫивӗч самантсем сиксе тухсан пӗрле пухӑнса тӗрӗс ҫул шырама хатӗр пӗрлӗхе пӗлтерет.

ХХ1 ӗмӗрте Чӑваш Халӑх Хуралӗн Тӗп кӗреки Шупашкарта, Чӑваш Республикин наци вулавӑшӗнче, Чӑваш ваттисен (старейшинӑсен) тӗп канашӗпе пӗрле тытӑнса ӗҫлет, пӗрле пухӑнса канашлать.

Вырӑнти хуралсем кулленхи пурнӑҫра «Халӑх хуралӗ, Ваттисен канашӗ тата ял мухтарӗсем ҫинчен» калакан кӑтартупа («Чӑваш тӗнчи» хаҫат, 2013, чӳк,17-18) тата ҫак ӑнлантарупа килӗшӳллӗн ӗҫлемелле.

Чӑваш аксакалӗсен тӗп канашӗ

Съезд Хусана куçать

21.11.2017 14:08
Съезд Хусана куçать

Тутарстанри чăваш çыравçисемпе таврапӗлӳçисен 4-мӗш съезчӗ шăматкун, ноябрӗн 18-мӗшӗнче, Алексеевски районӗнчи Чăваш Майни ялӗнче иртрӗ. Съезда 75 çыравçăпа таврапӗлӳçе йыхравланăччӗ пулин те, хальхинче çурри кăна килейрӗç. Кунта ӗнтӗ кӗрхи çанталăк, вăрăм çул витӗм пачех-тӗр. Мӗншӗн тесен çыравçăсенчен нумайăшӗ аслă çултисем. Çул вăрăммине курах-тăр Теччӗ тата Çӗпрел çыравçисем килеймерӗç. Шел те, хальхи съезд Тутарстан халăхӗсен ассамблеин, ТР ЧНКА ертӳçисен тимлӗхӗсӗр те юлчӗ. Çавна кура 4-мӗш съезд хăйӗн масштабӗпе ытларах ӗçлӗ ларăва аса илтерчӗ тесен йăнăш мар. Пухăннисем мӗнпур сăлтавсене шута илсе малашне съезда икӗ çулта пӗрре ирттерме тата унăн вырăнне Хусана куçарма резолюци йышăнчӗç.

Тутарстанри чăваш таврапӗлӳçисен ӗçӗпе съездра пӗрлӗхӗн ертӳçи А.Семенов паллаштарчӗ. Тăван ене тӗпчес ӗç те пӗр вырăнта тăмасть. Кăçал А.Семеновăн «Тайны земли Савруш батыра», В.Макаровăн «Культура, быт и обычаи низовых чуваш» кӗнеки кун çути курчӗ. Шел те, пысăк çухатупа та палăрчӗ ку çул. Республикăра таврапӗлӳ ӗçне çӗнӗрен чӗртес ӗçе пуçаракансенчен пӗри В.Дедушкин кăçал ӗмӗрлӗхех пиртен уйрăлса кайрӗ. Вăл пуçтарнă кӗнекесем ан çухалччăр, ячӗ халăхра юлтăр тесе Чăваш таврапӗлӳçисен уйрăмӗ В.Дедушкинăн тăван Пăва районӗнчи Элшел ялӗнчи музейра тата шкулта унăн кӗтесне йӗркелеме планлать. Çаплах таврапӗлӳçӗсем Шупашкарти наци музейӗпе те тачă çыхăну тытнине палăртмалла. Библиотека пӗлтӗр чăвашла 800 кӗнеке панă, вӗсене Аксу районӗнчи Саврăшпуç тата Савгачево шкулӗсене парнеленӗ. Кăçал та таврапӗлӳçӗсем çак ӗçе малалла тăсса тепӗр 500 кӗнеке илсе килме хатӗрленеççӗ. Вӗсене Анат Кама, Пăва тата Çӗпрел тăрăхӗнчи библиотекăсемпе шкулсене парнелӗç. Паллă чăваш писателӗсемпе шкул ачисен тӗлпулăвӗсем йӗркелессине йăлана кӗртнӗ вӗсем. Çапла ачасем Э.Патмарпа, Юхма Мишшипе тӗл пулнă.

Таврапӗлӳçӗсен Аксу районӗнче Алмуш патша резиденцийӗ пулнă текен версине малалла тӗпчӗç. Ку енӗпе Тутарстан таврапӗлӳçисем Шупашкарти тата Мускаври таврапӗлӳçӗсемпе пӗрле ӗçлеме хатӗрленеççӗ. Çаплах Аксу тăрăхӗ калмăксемпе казахсене те интереслентерет-мӗн. Кунти калмăк сăртне тӗпчес шухăш пур-мӗн вӗсен. Ку ыйтупа калмăксемпе казах ученăйӗсемпе çулла Шупашкарта тӗл пулӗç. Пӗр сăмахпа, тӗпчемелли таврапӗлӳçӗсен нумай. Вӗсен шучӗпе, республикăри пӗр чăваш ялӗ те тӗпчемесӗр юлмалла мар.

Таврапӗлӳ ӗçӗнче тăрăшса нумай ӗç тунисене те палăртмасăр хăвармарӗ съезд. Ижевск хулинче пурăнакан ентеше Ю.Ипатова, Çырчаллинчи Е.Илюхина тата Пăва районӗнчи Е.Афанасьева «Чăваш енӗн хисеплӗ таврапӗлӳçи» ят пачӗç. ТР Чăваш çыравçисен союзӗн председательне Н.Сорокина вара Чăваш халăх ăс-хакăлӗпе ӳнер академийӗн президиумӗн йышăнăвӗпе «Чăваш этнокультурин тава тивӗçлӗ ӗçченӗ» хисеплӗ япа чысларӗç.

Ирина Кузьмина, "Сувар" хаҫат.

«ЗВЕЗДУ СЪЕДАЕТ ЧЕРНАЯ ДЫРА...»

20.11.2017 15:30

К своему 80-летию русскоязычный чувашский поэт и драматург Владимир Изачак (1938 года рождения) подготовил новый сборник стихов, поэм и прозаических миниатюр под названием «Последний сборник». «Пусть последний сборник: для моих годов, я полагаю, это достиженье. Он будет завершением моих трудов – спасибо Богу, близко к завершению».

В новом сборнике много глубоких размышлений о прожитой жизни: о смысле бытия, о современных мировых событиях. Автор верен себе и продолжает поэтический обзор со всех точек своей души, Земли и Космоса. «Большое в Малом. Малое в Большом. Была Звезда, она светила ярко. Теперь лишь точка черная: и в нем одни бозоны... кварки да хренарки...». Тем не менее, во все книги поэта вкраплены теплые лирические и остро сатирические стихи о Родине и матери, о жене и детях, о соседях и коллегах. Панорамность зрения поэта охватывает многое во времени и пространстве. Завидная широта и активность!

Владимир Николаев-Изачак - автор более десятка оригинальных книг и четырех сборников переводов с чувашского. Его последние издания «Избранные произведения» в 3-х томах (2013-2014), сборник «Я живу, я дышу, я пишу» (2015), «Тангриада» (2016) и «Собрание сочинений» на сайте «стихи.ру» отмечены восторженными откликами поклонников и положительным откликом критики. Его творчество пронизано острой публицистикой, но сам он человек не публичный. Встреч и выступлений не организует, на пышных презентациях поэтов не выступает. На родину из дальних скитаний вернулся на склоне лет, но в поэтическом кругу Чувашии сразу стал заметной фигурой.

Владимир Николаевич сейчас живет в Чебоксарах, он родом из известной в Чувашии Ачакской стороны Ядринского района, где его прославленный земляк, председатель колхоза Аркадий Айдак открыл интересный музей-усадьбу вирьяльского крестьянского хозяйства Х1Х века, а родную окрестность превратил в отлично облагороженный край. И вот, пробивая горечь детских и юношеских воспоминаний, радость обновленной жизни родимой стороны вдохновил ветерана на творческие труды и дерзания.

«Исходные условия жизни – рождение в нищей, не уважаемой односельчанами раскулаченной семье в глухой чувашской деревушке, которую я покинул при первой же возможности, научили жить меня без больших амбиций и придерживаться взглядов без крайних радикальных позиций, научили законопослушанию и умению безропотно воспринимать любые повороты в жизни своей страны, да и в своей жизни... Так сложилась моя жизнь, что, покинув свою малую родину в далекой юности, прожил почти полвека вдали от нее. По этой причине стал русскоязычным автором, хотя родной свой язык и сохранил. Второй причиной того, что пишу не на чувашском языке, является плохое знание чувашского литературного языка, созданного на базе наречия низовых чуваш – анатри. Родным моим языком является виръяльское наречие, которое в настоящее время выходит из употребления и исчезает даже в моей деревне...» (Из предисловия «От автора» к 3-му тому избранных произведений).

Нелегкая ноша выпала на долю детей Великой Отечественной войны, и об этом во многих стихах и поэмах у разных авторов и с разными оттенками говорилось не раз. Об этом же пишет Владимир Изачак. «Хотел ли, не хотел ли, Но так прошло по жизни – Крутило каруселью, Судьба была капризной» (том 3, «К юбилею»). Все его книги проникнуты биографией послевоенного поколения, событиями и духом современного ХХI века и более того – историей чувашского народа с древних времен до наших дней. Чувство причастности к судьбе народа и Отечества, чувство ответственности за свои и государственные дела России пронизывают все его творчество.

В первый том «Избранных» включены стихи разных лет (пейзажная, любовная, интимная лирика, стихи-воспоминания,), отдельным разделом идут баллады («Человек и смерть», «Камень волшебный», «Дриада», затем – разделы твердых форм стиха (сонеты, тахмисы, триолеты, ритурнели, оксюмороны, лимерики), завершают том крупные формы – поэмы, пьеса («Икона», «Заговоренное кольцо», «Трагедия в Кара-Кидани», роман в стихах «Сизиф, события после...»).

Второй том, состоящий из трех разделов, воспевает малую родину Чувашию, знакомит с чувашской мифологией и сказаниями. Многие строки крылаты: «Трусость рождает подлость, подлость рождает трусость» (5с.), «И если край родимый чтим мы, Мы этим чтим и все Отечество» (14), «Где уж нам уж до победы – Слишком малой мы породы» (23). Второй том включает прозу поэта. «Я редко обращался к жанрам прозы... Были большие сомнения - включать в сборник прозаические работы или нет. После долгих сомнений включил, они тоже являются отражением некоего среза моей жизни, и исключать их из моей жизни мне бы не хотелось» (предисловие 2-го тома). Проза присутствует также в сборниках «Я живу...» и в «Последнем сборнике». Срез интересен, тут картинки из жизни – шутливая «Танечка» и грустные «Дети войны», «Конюх», грибы, Константин Райкин о цензуре, тут вся космогония и путешествие на стерильную планету НР 8799...

В третий том, как говорит автор в предисловии, «включены стихи и поэмы, обозначенные рубрикой «гражданская лирика» и в целом отражающие мою гражданскую позицию как автора».

Гражданственностью дышит также книга «Я живу, я дышу, я пишу...», в которой собраны произведения 2012-2015 годов: «Призывали помайданить», «Что мне в грядущем?», «Крым оставлю себе», «Уходят языки», «Конкурс – статус первой леди» - это названия стихов сборника. Я бы эти произведения назвал стихотворной публицистикой. В творчестве Изачака сюжетность стихов налицо. Он мастер рассказа в стихах. Посвященная матери «Счастье» и за ним «Крошечка хлеба» - рассказы в стихах (Последний сборник). Образцовый пример – «А Роза упала на лапу Азора». Обыгрывая известный палиндром, поэт повествует о трагедии семьи, где красвица-жена в погоне за красивой жизнью дошла до балконной двери.. («Я живу...», 92-93сс.)..

Литературоведы, критики и писатели (Вячеслав Ендеров, Нелли Пальмова, Михаил Юхма) уже высказывали свои оценки его творениям. В сборниках В.И. Изачака приводятся комментарии читателей интернета к его произведениям. В обзорном слове не проанализировать сотни стихов, десятки поэм и баллад, несколько трагедий, два стихотворных романа и мифологическую поэму «Тангариада». Выскажу свое общее мнение о произведениях и творчестве в целом.

Поэмы и трагедии читаются легко, местами звучат как греческие и шекспировские трагедии. Они, как цикл творений с единым взглядом и художественной логикой, объединены не только географическим пространством, но и глубинной связью с судьбой родного народа. Где бы ни мыкался чувашский «оторванный дубовый листок», никогда не покидал и не забывал он родное Присурье и постоянно размышлял о чувашах.

Значительное поэтическое творчество Владимира Изачака побуждает к раздумьям о перипетиях чувашской письменности и литературы, напоминает даже о тех временах, когда писали руной и после разгрома Волжской Булгарии наши предки вынуждены были скитаться по миру и писать на арабском или тюркских языках, а Никите Бичурину, Спиридону Яндушу и самому Владимиру Изачаку пробиваться к свету помогла русская речь...

Сейчас, когда безбрежное половодье стихов нахлынуло на публику, трудно отличить пустую пену хвастливых графоманов от действительно достойной и весомой поэзии. И все же океан пустопорожних, эпигонских и претенциозных строф не может затемнить и перекрыть чистую струю светлой, честной и умной литературы. Припоминается пушкинская реплика о Баратынском: «Он у нас оригинален, ибо мыслит». Чувство, мысль и мастерство – вот неотъемлемые достоинства и похвала, по определению чувашского поэта Васьлея Митты, у настоящей поэзии.

Глубина размышлений, злободневность чувств, широта красок в лирических и эпических творениях Владимира Изачака, конечно, не могут не импонировать серьезному читателю. «Русскоязычный чуваш» не уходит в метафорические дебри, не летает в заоблачных англо-русских абстракциях и философствованиях – он насквозь земной, простой, с запахом трав, журчанием воды и потом тяжелого труда. И при этом – философ, социолог, публицист.. Он вникает в смысл событий и вещей, ищет связь личности и общества, человека и мира, высказывается об этом поэтическими рефренами, афоризмами и эпическими повествованиями.

Все книги В.И. Изачака окрашены активным отношением к миру. Камертон его души, в отличие от лиры немалых наших остепененных поэтов, не издает фальшивых призвуков. Подчеркивая свою корневую связь с многострадальными предками, родной землей, Россией, поэт восхваляет хлебороба, гордится героями древних мифов, защитниками Волжской Булгарии, участниками великих восстаний и революций, победами на фронтах Отечественных войн. Поэтическая мысль о непрерывности исторического бытия, ценности духа и нравственной устойчивости поколений напоминает о великих трагедиях, неистребимой жизнеспособности народа, важности честной миссии каждого человека в борьбе со злом на этой грешной земле. Сам он непримиримый к любому злу борец.

Плодотворный, разнообразный, талантливый самородок Владимир Николаев-Изачак еще не сложил своего литературного оружия. Душа его покоя не знает и мысли еще не успокоились. После «Последнего сборника» вполне еще может появиться генерал-стихотворение и какая-нибудь награда за жизненное мужество и литературную доблесть.

Явление в поэтическом мире Владимира Изачака непривычно тихое и своеобразное. Но творческий голос его – летописца ураганных годов ХХ-ХХI веков - довольно громкий и правдивый, Читатели его хорошо услышали и будут еще долго читать и размышлять о времени, о себе и судьбе Отечества.

Виталий Станьял, литературовед

Продолжается прием работ на 4-ый межрегиональный Конкурс историко-генеалогических работ

20.11.2017 10:47
Продолжается прием работ на  4-ый межрегиональный Конкурс историко-генеалогических работ

Чувашская региональная общественная организация «Чувашская народная академия наук и искусств» (ЧНАНИ) и Автономная некоммерческая организация «Центр генеалогических исследований» (ЦГИ) совместно с Национальной библиотекой Чувашской Республики проводят 4-ый межрегиональный Конкурс историко-генеалогических работ.

Цели и задачи Конкурса:

1. Развитие исторических, генеалогических, краеведческих личных и научных знаний;

2. Возрождение в обществе родословных традиций, популяризация изучения истории родного края, истории семей и родов среди учащейся молодежи и взрослого населения – жителей Чувашской Республики и других регионов;

3. Реализация социально значимого проекта в области науки и культуры во взаимодействии общественных организаций с региональными и муниципальными органами власти и государственными научными и культурными учреждениями;

4. Укрепление связей между землячествами городов и районов республики и с чувашской диаспорой за ее пределами.

В конкурсе могут принять участие исследователи любого возраста, лично составившие родословную схему (древо), родословную роспись или иную работу историко-генеалогического характера о своих предках или о предках и потомках каких-либо известных лиц.

Организаторы конкурса приглашают к сотрудничеству – в частности, для учреждения различных номинаций – региональные и муниципальные органы власти, государственные научные и культурные учреждения, общественные организации.

Требования к оформлению исследовательской работы:

1. Работа может быть составлена от руки или в электронном виде (с использованием компьютерных программ) и должна быть представлена на бумажном носителе (нарисована или распечатана).

2. Родословные схемы рекомендуется сопровождать текстовым описанием истории рода и мест проживания его представителей. В описании желательно для всех известных фактов биографии отдельных представителей рода указывать в сносках ссылки на каждый источник данных сведений (устный рассказ, документы домашнего архива, страница в книге, газетной или журнальной статье, архивное дело с его полным шифром и номер листа в деле). Рекомендуется поместить на схеме и/или приложить к описанию копии старинных документов и фотографий представителей рода, мест их проживания (селения, улицы, дома), карты, планы и другие иллюстрации с поясняющими подписями.

3. Титульный лист работы должен содержать следующие сведения: чья родословная представлена, за какой период времени и по какой местности; фамилия, имя, отчество автора (авторов) работы и его основное занятие или место учебы; наименование землячества или других общественных организаций, которые представляет автор; домашний адрес, контактный телефон, адрес электронной почты автора.

При подведении итогов конкурса учитывается соответствие работ тематике конкурса, выполнение требований Положения, наличие адресных данных автора, грамотность, эстетика, аккуратность, стиль, понятность, корректность и достоверность представленных сведений, удобство их представления, художественный и творческий уровень оформления работы, использование компьютерных программ, глубина исследования родословной (количество поколений в родословной схеме), широта использованных источников, занимательность описания истории семьи (рода).

Особо оцениваются: количество представленных на конкурс работ; качество исполнения родословной схемы; наличие родословной росписи, родового герба; наличие текстового описания «История рода», «Этимология (значение, происхождение) фамилии» и т. п.; наличие текстового описания «История населенного пункта» по месту происхождения и проживания рода.

Конкурсные работы учащихся школ, гимназий и лицеев оцениваются отдельно.

Работы на конкурс принимаются до 1 марта 2018 г.

Подведение итогов конкурса и награждение участников будет проведено в марте-апреле 2018 г.

Работы необходимо представить в распечатанном или рукописном бумажном виде заведующей отделом национальной литературы и библиографии Национальной библиотеки Чувашской Республики Г.П. Соловьевой лично или по почте (с пометкой «на конкурс историко-генеалогических работ») по адресу: 428000, г. Чебоксары, пр. Ленина, 15. Контактный телефон: (8352) 23-02-17, доп. 144. Адрес электронной почты (e-mail): kray@publib.cbx.ru.

По итогам конкурса определяются призовые места в каждой возрастной категории (взрослые и дети):

«Победитель конкурса»;

«Лауреаты I, II, III степеней»;

«Дипломанты» (обладатели специальных дипломов по решению организаторов конкурса, победители в номинациях).

Победители конкурса, лауреаты, дипломанты награждаются дипломами и ценными подарками. Победитель конкурса во взрослой возрастной категории будет принят в действительные члены Чувашской народной академии наук и искусств.

Всем конкурсантам вручается «Сертификат участника». Конкурсные работы после подведения итогов и награждения участников возвращаются их авторам.

Подведены итоги конкурса «Манăн йăх-несĕл» - «Моя родословная»

16.11.2017 13:45
Подведены итоги конкурса «Манăн йăх-несĕл» - «Моя родословная»

В день рождения пламенного поэта Михаила Сеспеля Чувашская республиканская общественная организация «Чувашская народная академия наук и искусств», Чувашская республиканская общественная организация «Союз чувашских краеведов», Республиканский фонд поддержки чувашской национальной культуры «Сувар», редакция республиканского детского журнала «Асамат&Шевле» провели награждение призёров и лауреатов межрегионального конкурса «Манăн йăх-несĕл» - «Моя родословная».

Более 1000 детей участвовали в школьном этапе данного конкурса, более 100 работ поступили на республиканский этап, из них 57 удостоились звания лауреата. Радует география участников конкурса, это города Чебоксары, Новочебоксарск, Канаш, Шумерля, Цивильск, Ядрин, Комсомольский, Яльчикский, Шемуршинский, Батыревский, Козловский, Канашский, Цивильский, Вурнарский, Ибресинский, Аликовский, Красночетайский, Чебоксарский районы, Республика Татарстан, Ульяновская область.

Но и среди данных работ были такие, которые качественно отличались. В итоге победителем конкурса была признана Мария Ядрицова (Ибресинская СОШ №2), которая выиграла главный приз МФУ-цветной принтер. Две работы завоевали II место, также цветные принтеры получили Анастасия Мясникова и Мария Федотова (обе – СОШ №47, г. Чебоксары). III место заняли София Дмитриева (г.Чебоксары, СОШ №1), Мирослава Гурьева (г.Чебоксары, СОШ №53), Полина Буряченко (г.Чебоксары, СОШ №54), Георгий Юшина (г.Чебоксары, СОШ №35), Константин и Алиса Кошкины (г.Чебоксары, СОШ №45), Марина Милютина (г.Чебоксары, СОШ №27), Стас Егоров (г.Чебоксары, СОШ №10), Максим Милютин (г.Чебоксары, гимназия №1), Ирина Афанасьева (г.Чебоксары, СОШ №19), Наталья Иванова (г.Чебоксары, СОШ №20), Евгений Елисеев, София Семенова (г.Чебоксары, СОШ №12), Олеся Александрова (г.Новочебоксарск, СОШ №20), Александра Григорьева, Дмитрий Васильев (оба – г.Новочебоксарск, СОШ №19), Ангелина Карпова (г.Новочебоксарск, СОШ №14), Даниил Устьянцев (г.Канаш, СОШ №10), Вадим Федоров (Канашский район, Малобикшихская СОШ), Валентина Молчанова, Татьяна Сергеева (обе – г.Цивильск, СОШ №2), Алена Анисимова, Яна Миронова (обе – Ибресинская СОШ №1), Татьяна Елисеева (Шемуршинский район, Карабай-Шемуршинская СОШ).

Но главным достижением конкурса организаторы считают то, что более 1000 детей заинтересовались своими корнями, сделали первый шаг к созданию своего генеалогического древа. Есть ещё одна приятная новость для юных, начинающих краеведов: в начале 2018 года Союз чувашских краеведов и редакция журнала «Асамат&Шевле» планируют провести межрегиональный конкурс «Манăн тăван кĕтес» - «Моя Малая Родина».

Так что, конкурс завершился – да здравствует новый конкурс!

Для получения альбомов «Манăн йăх-несĕл» - «Моя родословная» и по вопросам участия в конкурсе «Манăн тăван кĕтес» - «Моя Малая Родина» обращаться в редакцию журнала «Асамат&Шевле»:

моб. тел. – 8-937-011-60-50, электронная почта – azamat-shevle@yandex.ru или Vlad-Nikolaev-1974@yandex.ru

Фотографии с мероприятия смотрите в разделе "Фото" нашего сайта.

Состоялась литературная встреча с Михаилом Андреевым

15.11.2017 09:33
Состоялась литературная встреча с Михаилом Андреевым

Четырнадцатого ноября, в рамках 70-летнего юбилея со дня рождения Михаила Александровича Андреева, поэта, краеведа, члена Союза журналистов СССР, общественного деятеля, в межпоселенческой библиотеке было организовано краеведческое рандеву «Андрееву М.- 70». Участниками мероприятия стали учителя чувашского языка и литературы сельских и городских школ, сотрудники сельских библиотек и городских школ, члены школьного кружка «Ешĕл хунав» МБОУ «Карамышевская СОШ».

Директор МАУК «Централизованная система библиотечного и архивного дела» Козловского района Липатова Елена Станиславовна доложила, что на протяжении 2017 года был организован ряд мероприятий в честь Андреева М.А.: книжные экспозиции в Районном доме культуры, поэтические вечерние чтения в рамках проекта «Чумовая пятница», ежегодный патриотический поход в г. Звенигово Республики Марий Эл с целью увековечивания памяти Героя Советского Союза Бутякова С.Н.

Глава администрации Козловского района Васильев Андрей Иванович вручил Андрееву М.А. Почетную грамоту Козловского района, сделав упор на его патриотизм и огромную любовь к козловскому краю.

Сотрудники сельских библиотек: Матанова С.А. (Еметкино), Павлова Л.А. (Тюрлема), Гуреньков М.И. (Тоганашево) поздравили юбиляра и обозначили, что Андреев М.А. принимает активное участие на встречах с читателями в рамках республиканского конкурса «Литературная Чувашия». К поздравлению присоединились учителя городских и сельских школ Педюсева Г.А (Козловская СОШ № 3), Морозова Н.И. (Карамышевская СОШ). Они подчеркнули, что свою педагогическую деятельность начали с Михаилом Александровичем, проработавшего более 25 лет в школах района и поблагодарили литератора за то, что их творческая связь с каждым разом укрепляется, развивается и вдохновляет их на творчество.

Электронная презентация «Поэт, писатель, краевед», подготовленная библиотекарем Сафиной З.Р., рассказала участникам масштабного мероприятия о жизненном и литературном пути козловского краеведа.

Поэтическая зарисовка в исполнении членов литературного кружка при МБОУ «Карамышевская СОШ» еще раз напомнила гостям о богатой поэтической душе Михаила Александровича. Более того, они преподнесли на память школьный литературный журнал, выпуск №1, выполненный самими учащимися.

В своем выступлении юбилейный писатель продекламировал ряд стихотворений «Мы - козловчане», «Я в деревне родился», «Сехет», «Хĕр патĕнче».

Затем он поведал о тех замечательных выдающихся людях, которые внесли огромный вклад в развитие литературы, искусства, науки, спорта: Ю. Н. Мясников (популярный композитор), П.Н. Осипов (зачинатель Чувашского театра), Л. Н. Гайнанова (заслуженный художник), М. Д. Ухсай (писатель и педагог).

К этой юбилейной дате в межпоселенческой библиотеке был разработан информационный буклет «Добрые строки души». В завершение рандеву Андреев М.А. рассказал о своих литературных планах.

Централизованная система библиотечного и архивного дела" Козловского района

Канашский район на III фестивале русского географического общества-2017

15.11.2017 09:05
Канашский район на III фестивале русского географического общества-2017

В Центральном доме художника в Москве завершился III Фестиваль Русского географического общества. Он проходил с 3 по 12 ноября 2017 года и был посвящён единству и многообразию народов нашей страны.

За десять дней работы Фестиваля прошло более 300 мероприятий: лекций, кинопоказов, мастер-классов, кинопремьер, творческих встреч, выступлений, квестов и геобитв. В подготовке программы и экспозиций проекта участвовало около 30 российских регионов, а его партнёрами стали более 50 научных учреждений, общественных организаций, музеев и медиахолдингов.

Благодаря этому удалось создать интереснейшие экспозиции, общая площадь которых составила шесть тысяч квадратных метров. На площадке Фестиваля можно было совершить экскурсию по традиционным жилищам народов нашей страны, которые расположились в нескольких метрах друг от друга – заглянуть в чум тувинцев -тоджинцев, башкирскую юрту, чукотскую ярангу, казачью хату с подлинными предметами быта. Кузнецы отчеканили на счастье сотни фестивальных монет, гости сделали тысячи фотографий в национальных костюмах и повязали несчетное количество ленточек на "Дерево желаний".

Один из организаторов фестиваля Я.О. Казарин в интервью журналистам из Канашского района рассказал: «Первый подобный фестиваль Русского географического общества проведен в 2014 году, тогда экспозиции и выставки были посвящены природной тематике. В этом году тема «Народы России». Цель фестиваля: представить единство, величие и богатую культуру современных народов России. Янис Олегович отметил, что в эти дни площадку фестиваля, разделенную на 7 зон, посетило более 70 тысяч человек. Он выразил благодарность всем участникам фестиваля, которые представляли все регионы России, в том числе и творческой делегации из Канашского района Чувашской Республики.

На сцене географического праздника выступили всемирно известные фольклорные коллективы, в том числе 12 ноября - из Чувашской Республики Канашского района фольклорный коллектив «Канаш ен», в кинозале состоялись премьеры новых научно-документальных фильмов, а в исторической зоне можно было узнать подробности знаменитых экспедиций РГО, увидеть подлинники старинных карт и рукописей. Кроме того, впервые в Москве были представлены драгоценные экспонаты из Научного архива Общества – статуэтки, обнаруженные русским путешественником Петром Козловым в легендарном городе Хара-Хото.

Авторские экскурсии по регионам нашей страны провели победители конкурса РГО "Лучший гид России", а в выставочной зоне экспонировались работы победителей и финалистов III фотоконкурса "Самая красивая страна". Посетители с удовольствием рассматривали и выставку кукол в чувашских национальных костюмах, которые изготовлены руками работников культуры Канашского района.

Столько добрых отзывов высказывали посетители и участники фестиваля, в том числе и уроженцы Чувашской Республики о часовом концерте чувашского фольклорного коллектива «Канаш ен», поделились своей радостью от встречи с земляками. Это Галина Вылегжанина из Цивильского района, уже 13 лет работающая в Подмосковье; Галина Николаева из Аликовского района, переехавшая с семьей в Москву, но не забывает отчий дом и родной край, «каждый отпуск проводит не в Дубаях, а здесь – на родине», и другие земляки.

В одном из залов висел плакат: «Россия – великая страна! И ее величие – в людях!». III Фестиваль Русского географического общества достойно и на высоком уровне выполнил свою задачу – рассказать и показать посетителям то, чего они еще не знают о народах своей страны, культуре, быте и обычаях живущих здесь людей. Отрадно, что на нем ярко была представлена и Чувашская Республика с Канашским районом, в частности.

Канашский район Чувашской Республики

Страницăсем: 1, [2], 3, 4, 5, 6, 7, ... 37