Чăваш таврапӗлӳҫисен пӗрлӗхӗ

Союз чувашских краеведов

Чăвашла Русский

Таврапӗлӳ вӑл...

«Таврапӗлӳ — пӗр-пӗр япалана тӗпченипех унӑн сумне ӳстерекен ӑслӑлӑх дисциплини».


«Таврапӗлӳ культурӑн пӗр пайӗ пулнӑран вӑл культурӑна музей тата педагог ӗҫӗн архивӗсене тӑвассипе, пухусем ирттерессипе, ҫамрӑксене тӗрлӗ кружоксемпе пӗрлӗхсене пухассипе, туризма аталантарассипе, хорсем тата алӗҫ артелӗсене йӗркелессипе тачӑ ҫыхӑнтарать».

Дмитри Лихачёв академик

ВСТРЕЧАЯ СЪЕЗД АКАДЕМИИ

14.11.2016 08:19

26 ноября 2016 года, в субботу, состоится очередной съезд Чувашской народной академии наук и искусств. На повестке дня – отчеты, планы, выборы, награждения.

За четверть века своей деятельности академия проделала огромную работу. Она выросла количественно и качественно. В связи с этим встал неминуемый вопрос об изменении ее организационной структуры. На прошлом съезде 30 ноября 2013 года мне приходилось выступить по этому поводу и высказать свое видение обновления. В марте 2016 года, как известно, Академия отделилась от Союза чувашских краеведов. Теперь укрепление организационной структуры и разработка нового плана научно-исследовательской работы требует непременного рассмотрения. По этой причине предлагаю членам Академии ознакомиться с частью моего мартовского письма к президиуму ЧНАНИ и готовиться к обсуждению вопроса на съезде.

Уважаемый президиум академии!

31 марта 2016

События последнего времени навели меня на некоторые размышления и я решил высказать вам свои соображения письменно.

1. ...

2. Вы уже знаете, что я рад отделению ЧНАНИ от СЧК. Приняв новый устав, Союз чувашских краеведов (СЧК) встал на новый курс движения. Пора и ЧНАНИ перейти на свои рельсы и восстановить работу всех отделений и секций. В 2007 году их было 5 (см. брошюру «Живем судьбой и памятью народа, 2008, с. 19), потом увеличилось до 8. Президент ЧНАНИ Е. Е. Ерагин в своей брошюре объявил о более 30 секциях, но многие из них не организовались и не сработались.

3. Для налаживания новой структуры и целенаправленной работы надо серьезно обсудить вопрос, определить состав почетных академиков, действительных членов, членкоров, ассистентов, медалистов, орденоносцев с тем, чтобы оформить действующий состав отделений и секций.

Сейчас важно профессионально взяться за историю чувашского народа, готовить отраслевые энциклопедии и справочники, участвовать в обсуждении орфографической путаницы и школьного обучения, поддержать секцию национальной философии, секции народных искусств, а также хореографов, живописцев и скульпторов национальной тематики, улучшить издательские условия членов ЧНАНИ.

Идет завуалированное давление на научную истину и национальное достоинство. Зачем Академия, если у него нет своей выверенной позиции и научного слова?

4. Осенью должно состояться Годичное собрание. До этого надо бы подготовить давно обещанное 3-е издание био-библиографического сборника. Это позволило бы внести четкую ясность в состав ЧНАНИ, позволило бы определить членов отделений и выяснить основные направления академических разысканий общенационального значения.

С уважением

почетный президент ЧНАНИ В.П.Станьял

Халь-халь пырса кĕрессĕн туйăнать

12.11.2016 16:37
Халь-халь пырса кĕрессĕн туйăнать

Наци библиотекин ĕçченĕсем Чăваш халăх поэчĕн Ухсай Яккăвĕн Шупашкарти пÿлĕм-музейне çитсе курнă. Тĕп хулари Ленин проспектĕнчи хваттерĕнче халĕ поэтăн хĕрĕ Ольга Яковлевна пурăнать.

2016 çул Ухсай Яккăвĕн кун- çулĕпе тачă çыхăннă. Чÿк уйăхĕн 26-мĕшĕнче Чăваш халăх поэчĕ çуралнăранпа 105 çул çитет. 30 çул каялла — 1986 çулхи утă уйăхĕн 7-мĕшĕнче кăнтăрла иртсе тăватă сехетре унăн чĕри тапма чарăннă.

Ухсай Яккăвĕ çинчен илтмен, ун сăввисемпе поэмисене вуламан çын республикăра çуках пулĕ. Чăваш Ен тулашĕнче те унăн сăввисем, поэмисем ирĕклĕн янăраççĕ. Çуралнă кĕтесĕнче — Пушкăртстанри Пелепей районĕнчи Слакпуçĕнче — поэтăн музейĕ пур. Унти экспозицие Ольга Яковлевна хатĕрленĕ. Яков Гавриловичпа Мария Дмитриевнăн музейĕ çавăн пекех Куславкка районĕнчи Карачри библиотекăра та пур. Ăна та Ольга Ухсай вăйĕпе йĕркеленĕ.

Шупашкарти хваттерĕ те музее аса илтерет. Хăнасене йышăнакан пÿлĕмре — картинăсем, çемьепе пĕрле ÿкерĕннĕ сăнÿкерчĕксем. Яков Гавриловичăн ĕç пÿлĕмĕ поэт пурăннă вăхăтри пекех. Калăн, унăн хуçи вăхăтлăха пÿлĕмрен тухнă, халь-халь пырса кĕрессĕн, алла пушкăрт халăх инструментне — курая — ярса илессĕн е сехете, йĕппи тăваттă тĕлĕнче чарăнса ларнăскере, ĕçлеттерсе ярассăн туйăнать.

Пÿлĕмри кашни япалан хăйĕн историйĕ, шăпи. Вĕсене Ольга Яковлевна лайăх пĕлет, çавăнпа вăл вулавăш ĕçченĕсене кашнин çинчен тĕплĕн каласа кăтартнă. Поэтăн ĕç кабинетĕнчен хулан шавлă пурнăçĕ курăнса тăрать. Тен, шăпах çак чÿречерен пăхса тăнă май çуралнă çак йĕркесем:

Кĕрхи çĕрле хăватлă

çиллĕ çумăр

Асар-писер кĕрленĕ чух мана

Ачаш килте аса килеççĕ

хамăр

Тÿссе ирттернисем

ансат кăна...

Вулаканăмăра аса илтерер: Ухсай Яккăвĕ тăван халăхăмăра 60 ытла кĕнеке çырса парнеленĕ. Унăн пултарулăхĕнче «Кĕлпук мучи», «Ту урлă çул», «Акăшкÿл» поэмăсем паллă вырăн йышăнаççĕ. Вĕсенче поэт чăваш халăхĕн кун-çулне сăнласа кăтартнă.

Надежда СМИРНОВА.

Откуда есть пошла «земля Казанская»?

08.11.2016 16:30
Откуда есть пошла «земля Казанская»?

Заявленная тема будет обсуждаться в ходе заседания клуба любителей истории и культуры Чувашии, которое состоится 10 ноября в Национальной библиотеке Чувашской Республики. По данному вопросу с лекцией выступит историк Сергей Щербаков.

Чувашская историография накопила немалое количество научных изысканий на эту тему (Н.И. Ашмарин, Д.П. Петров-Юман, И.Д. Кузнецов, В.Д. Димитриев, Н.И. Егоров, Г.И. Тафаев и др.), но в силу различных причин они мало известны общественности. Цель настоящей лекции – в систематизированном виде и открытым диалогом донести их до людей.

На лекции будут анализироваться следующие вопросы:

- опустошение «земли Болгарской» и создание Казанского удела в конце XIV века;

- расселение предков чувашей и пришлых татаро-кыпчаков на рубеже XIV- XV веков на территории будущего Казанского ханства;

- болгаро-казанская знать начала XV века и их взаимоотношения с золотоордыским ханом Улу-Мухамедом, основателем Казанского ханства;

- что стало точкой напряженности во взаимоотношениях между предками чувашского и татарского народов в XV веке?

- почему чувашские историки предпочитают настаивать на особенно тяжелом положении чувашского народа в ордынский период?

- два народа делят болгарское и казанские наследие – чувашский и татарский. Есть ли возможность договориться?

Вход свободный. Приглашаются все желающие.

Начало в 18 часов.

Приглашаем на занятия кружка чувашской вышивки

08.11.2016 09:24
Приглашаем на занятия кружка чувашской вышивки

Центр «Чувашская книга» Национальной библиотеки Чувашской Республики объявляет набор в кружок «Волшебная вышивка» («Асамлӑ тӗрӗ»).

За три года работы кружка десятки старательных учеников народного мастера России, заслуженного работника культуры Чувашской Республики, народного академика, педагога Евгении Жачевой смогли освоить сложную и в то же время уникальную технику вышивания чарующих своей красотой и национальным колоритом чувашских узоров. Их работы неоднократно выставлялись на крупных мероприятиях и масштабных акциях, всегда привлекая внимание гостей Национальной библиотеки. На уроках Евгении Николаевны царит тёплая дружеская атмосфера, за рукоделием мастерицы успевают всласть пообщаться, поделиться последними новостями, советами.

«Чувашская вышивка была массовым видом художественного творчества, которым владела каждая женщина. Наши бабушки и матери вышивали, словно сочиняли песню – излагали на холсте свои самые глубокие душевные переживания», - пишет Евгения Жачева в своей книге «Чувашская вышивка».

И если вы загорелись желанием научиться вышивать чувашские узоры, узнать о разных видах тканей и ниток для вышивки, научиться создавать композиции, разбираться в народном орнаменте, цветовых отношениях, приходите на наши занимательные уроки.

Занятия начнутся с 12 ноября и будут проходить каждую субботу с 10.00 ч. Справки по телефону: 23-02-17 доб. 144.

Кӗрсӑри с начинкой вирема

07.11.2016 08:34
Кӗрсӑри с начинкой вирема

Праздник «Кӗрсӑри–2016» по календарю Чувашского народного сайта отмечен 5 ноября как «Хурлану кунӗ» (День скорби). В соответствии с этим ныне он в Чемень карди у деревни Малый Сундырь Чебоксарского района Чувашии, в отличие от прежних годов, был приурочен ко Дню единения России и посвящен воинским почестям и светлой памяти чувашских ратников прошлых веков.

...Погода выдалась тихой, мягкой, с обильным снегопадом. Под минорную музыку на гостей праздника она навевала грустное настроение. В городище Чемень карди с утра горели четыре больших костра у башен Аттилы, Чурабатора, Кубратхана и Алмушпатша, и почти во всех станах (а их тут 16 по числу населенных пунктов Вурман–Сюктерской администрации) на очагах кипели мясные и рыбные шӳрбе, варились ритуальные каши, кипели чайные напитки, а столы ломились от всевозможных собственно сельских фирменных яств и питий.

Лилась торжественная музыка, на круглой сцене красовалась полная бочка с ковшами и хлебом-солью, но торжества пока не начинались: ждали прибытия ратников и ополченцев. А они пешком и на конях возвращались из соседней деревни Шубашкаркасы, где открыли памятный камень в честь дружбы чувашского предводителя Пуртаса и нижегородского земского старосты Минина. Шли они по той же дороге, по которой в смутные времена 1612 года наши пращуры шли спасать Москву от польских черных ворогов. И вот появились защитники Отечества у стен крепости под колокольный звон, и многочисленный восторженный народ c криками здравицы и ура встретил своих боевых сыновей и дочерей.

Приветствуя молодых энтузиастов из Чебоксарского клуба Евгения Васильева «Драконы морей», облаченных в одеяния древних воинов, а также самодеятельных артистов, мастеров рукоделия и национальной кулинарии, других участников празднества и гостей, председатель Центрального совета чувашских старейшин Виталий Станьял напомнил о патриотах России, прошедших по этой московской дороге в 1612-м на борьбу против польских интервентов, в 1812-м ― на войну против французских грабителей, в 1941-м ― против немецких захватчиков. «Ничто не вечно под луной, но память о наших героях будет вечна, когда есть такие энтузиасты–организаторы грандиозных действий, как председатель Союза чувашских краеведов Сергей Сорокин, член президиума ЧНК Эдуард Бахмисов, глава нашей поселенческой администрации Олег Ерманов и все вы, участники этой величественной церемонии».

И тут на глазах десятков сотен зрителей у стен городища пошла рать за ратью, чтобы освободить родную землю от супостата. Бои оказались страшными, после первой же атаки полегли многие. Приходилось наступать и отступать, радоваться и горевать. Но ярость правоты, воля к справедливости и чувство любви к родине принесли победу. Реконструкция сражения за Москву показала, что так было всегда, так будет и впредь. Никакие смутные времена, сколько бы их не навешивали на наши плечи сегодня и в будущем внешние и внутренние недруги, не смогут согнуть наши народы.

Во второй части программа также была насыщенно интересной. Под старинные речитативы мучавара Ежендея открыли бочку и отведали хлеба, за заслуги в проведении таких и других музыкальных праздников ведущую программы Светлану Мартьянову наградили медалью имени Федора Павлова, а организатора Кӗрсӑри Сергея Сорокина ― памятным подарком от фонда культуры «Сувар». О народной судьбе и нынешних заботах со сцены говорили народный писатель Михаил Юхма, заместитель главы Чебоксарского района Сергей Ванюшкин, депутат районного совета Николай Хорасев, председатель республиканского совета пенсионеров Валерий Сапожников и другие.

Полеты воздушных змеев, конские скачки и катания, спортивные состязания шли параллельно с концертом народных коллективов. По–летнему шумные агадуи крутились у станов сел Анат-Киняры и Хыркасы, деревень Адылъял, Малый Сундырь, Онгапось, Салабай, Вурманкасы, Сюктерка. Чуть тише было у Крикакасов, Микши Энзея и Питикасов. Поспеть везде не было никакой возможности ― может, пройтись вслед за комиссией и жюри конкурса по кулинарным рядам?

Что ни стол ― то своя отрада. Чтобы описать обилие кушанья в Чемень карди, надо быть специалистом–поваром. Чем только не потчуют здесь! Одних только пирогов с вензелями «Кӗрсӑри ячӗпе» и «Несӗлсене асӑнса» было несколько, а видов «хуран кукли» и не счесть. Решила поинтересоваться осенними сортами пива. У хыркасинцев отметила отменное качество ӑсла и повседневного пива, заготовленного 80-летней бабушкой. Вот бы перенять у нее тайны чудесного зелья! Но дальше ― еще больше. Адылъял выставил два вида пива: мягкое, сытное ― для женщин, а хмельное, терпкое ― для мужчин. Онгапоси еще в позапрошлом году на конкурсе Кӗрсӑри победил с 14-ю сортами домашнего пива, а на этот раз после тщательной дегустации выставил 13 номеров разного сорта ― от детского максӑма до мужицкого кӑрчама.

Такое же количество оказалось и у вурманкасинцев. Но у них все сорта имеют оригинальные названия: от «Девичьих посиделочных» до «Вдали от жен». А кӑрчама, кажется, называется «Термоядерным». И там и тут мне удалось отведать по три сорта на свой выбор и могу сказать, что в Вурман–Сюктерском крае пивные мастера действительно молодцы. Есть у них особо приятное и сытное пиво, которое можно брать на работу, а есть пиво на утро с похмелья. Выпытать какой-либо рецепт сходу у мастериц не получилось: говорят, что тут особого секрета нет, почти все в аккурат одинаково варят. Но пиво–то у каждой хозяйки свое, друг от друга явно отличается по многим качествам! Если в Чемень карди и в дальнейшем будут проводить «Кӗрсӑри», то неплохо бы здесь открыть лабораторию и лась по вирьялскому целебному пиву. Было же подобное у Аркадия Айдака в Ачаках ― почему бы не продолжить тут?

Когда я уходила с праздника, на сцене пели и плясали, в здании Центра краеведения и туризма оформлялись дипломы и подарки, детвора каталась на лошадях, ратоборцы обедали в шубашкаркасинском стане, а у всех ворот (как у Кремлевской стены) чинно стояли доброжелательные полицейские...

Доводилось мне бывать на разных Кӗрсӑри. В клубах и дворцах праздник обычно проходит по одинаковому сценарию, но в Чемень карди ― каждый раз другое. Ныне, в День чувашской памяти и скорби, в нем была частичка виръялского вирема и сӗреня анатри. Виръялский вирем ― чествование по домам ветеранов армейской службы отрядом призывников и отслуживших недавно солдат под командованием выборного атамана. Обычай этот древний ― еще с тех времен, когда каждому племени приходилось выставлять собственный кордон для охраны своей территории. В новых условиях, если Кӗрсӑри и в дальнейшем проводить в День памяти и печали, не лучше ли его посвятить геройству защитников родной земли? Ведь Кӗрсӑри ― это не только праздник нового урожая, но и почитание предков. В таком случае это был бы действительно всенародный и по-чувашски достойный Кӗрсӑри.

Нелли Пальмова

Фотографии с праздника смотрите в разделе Сӑнсем/Фото: "КӖР СӐРИ: Чемень карди (Шубашкаркасы-М.Сундырь), 5 ноября 2016. Фото В.П.Станьяла"

Приближается 105-летие со дня рождения Якова Ухсая

07.11.2016 08:32
Приближается 105-летие со дня рождения Якова Ухсая

«А я боюсь назвать себя поэтом, Такое званье мне не по плечу...» — размышлял в стихах народный поэт Чувашии Яков Ухсай в 1957 году. К этому времени он уже был признанным мастером слова в Чувашии и России, но строго относился к собственному и своих коллег словесному творчеству. Яков Ухсай — яркая звездная величина (вслед за своим двоюродным братом поэтом Константином Ивановым), наиболее плодотворный и талантливый классик чувашской литературы ХХ века.

Яков Гаврилович Ухсай родился 105 лет назад 26 ноября 1911 года в селе Слакбаш Башкортостана и там же на Гусли-горе нашел вечный покой после смерти 7 июля 1986 года. Три десятка лет прошло без Ухсая, но поэт всегда на виду многочисленных читателей.

В Чувашии начались Ухсаевские дни. В школах, библиотеках и клубах уже проводятся уроки и вечера, готовятся встречи и конкурсы чтецов. Читальный зал центра «Чувашская книга» Национальной библиотеки республики уже оформил обширную выставку творений поэта и литературы о нем. Стенд назван «Чӑваш поэзийӗн улӑпӗ» (Богатырь чувашской поэзии).

Нелли Пальмова

Физик Петр Архипов познакомил академиков с эзотерикой

07.11.2016 08:31
Физик Петр Архипов познакомил академиков с эзотерикой

3 ноября 2016 года в кабинете Союза чувашских краеведов при Национальной библиотеке республики состоялась интересная встреча членов Чувашской народной академии науки и искусств (ЧНАНИ) с заслуженным конструктором Чувашской Республики, инженером-электромехаником, автором книг «Динамика формирования и развития жизни на земле» (2003), «Зов времени к россиянам и людям человечества» (2013), «Энергодинамика природы и общества» (2015) Петром Архиповичем Архиповым.

Хотя чувашские академики знакомы с разными теориями эзотеристов, на этот раз тайны «скрытого учения об объектах мира и человека, процессы Вселенского отражения в душах человеческих и перехода общества в Светлую Эпоху Жизни» оказались им, к сожалению, недоступны. Тем не менее у краеведов состоялась живая беседа с многоопытным и много повидавшим специалистом.

Шоркистринский физик Архипов из Урмарского района (1928 года рождения) рос в семье председателя колхоза, погибшего под Сталинградом. Служил в армии связистом-телеграфистом между штабами частей зенитной артиллерии и авиационных частей на границе КНР во время американской войны в Корее. Из Китая молодого офицера перебросили на границу с Норвегией. После службы в армии учился в Горьковском политехническом институте и до пенсии работал в центральной лаборатории на Чебоксарском электроаппаратном заводе начальником конструкторского бюро, занимался исследованиями, печатался в специальных журналах. Его книга «Тепловые режимы низковольтных комплектных устройств» в 1987 году была издана в Москве «Энергоатомиздатом».

Как пришел талантливый инженер-конструктор к учению Матрейи по лучу Махасатьяна, рассказывается в его последней брошюре «Краткая творческая биография Петра Архипова» (2016).

Нелли Пальмова

Под грифом «секретно»

02.11.2016 13:20
Под грифом «секретно»

В сборник "ПОД ГРИФОМ «СЕКРЕТНО»: НЕИЗВЕСТНЫЕ И МАЛОИЗВЕСТНЫЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ЧУВАШИИ ВРЕМЕН ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ: СБОРНИК ДОКУМЕНТОВ", подготовленный Чувашским государственным институтом гуманитарных наук, включены материалы, разносторонне характеризующие историю Чувашии времен Великой Отечественной войны: социально-экономические условия жизни местного и эвакуированного населения, мобилизацию жителей республики на работу в порядке трудовой повинности, строительство военных оборонительных рубежей, функционирование эвакогоспиталей, размещение воинских частей и учреждений оборонного ведомства, развертывание системы противовоздушной и противохимической обороны, деятельность правоохранительных органов и военной цензуры.

Сборник документов рассчитан на научных работников, а также на всех тех, кто интересуется историей родного края.

Сержант Ефимов не сдается... (из путевого дневника краеведа)

31.10.2016 09:41
Сержант Ефимов не сдается... (из путевого дневника краеведа)

К ветерану Великой Отечественной войны и мирного труда Ивану Ефимовичу Ефимову я попал попутно с режиссером Чувашского телевидения Алексеем Енейкиным. Алексей на ТВ ведет передачу о ветеранах войны и вот он договорился с ним, фронтовиком из села Ходары Шумерлинского района, о деловой встрече.

Родился фронтовик 4 апреля 1921 года, ему уже более 95 лет. Он бодр, в справном здравии и отличной памяти. Весь день ожидавший телевизионщиков ветеран быстро собрался и вышел на улицу. Режиссер и фронтовик походили по улице взад и вперед, оператор Вадим снимал его в ракурс и в анфас, а в какой-то момент объективом упирался на его ноги и шаги.

... Долгий был рассказ Ивана Ефимовича о военных годах. Оператор снимал. Задавал вопросы и слушал фронтовика режиссер. А нам – водителю Дмитрию, сыну фронтовика Валентину приказано было сидеть смирно и не шуметь. Вот и сижу, читаю поздравления В.В. Путина, поздравления сельчан, всматриваюсь в военные фотографии и читаю военный билет. Беспартийный красноармеец Иван Ефимович Ефимов в 1936 году окончил 7 классов Ходарской школы. С ноября 1940 года по май 1941 года являлся курсантом 286 истребительного полка под Львовом на Западной Украине. И тут началась страшная война. В одночасье Ваня остался без друзей и командиров. Вернулся он с задания в полк, а его и нет – его часть разбомблена полностью! Потом три месяца воевал паренек в составе 315 истребительного подразделения 472 артиллерийского полка – воевал до рокового 23октября 1941 года, когда их дивизия попала в окружение и плен. Говорит солдат, что подвели местные украинские националисты, бандеровцы, тайно ограбившие их оружейную караулку. Да винит он известного всему миру предателя генерала Власова, тогдашнего командира 4 механизированного корпуса. Тернополь, Перемышль, Ровно... 5 и 6 Армии Юго-Западного фронта, пропавшие в окружении под Киевом. Мне эти места известны. Чуть позже там воевал мой брат Сергей. Мне приходилось читать воспоминания ровесника и сослуживца Ивана Ефимова, а после плена служившего также в 973 гаубичном полку Александра Рудякова...

Они провели четыре с лишним года в концлагерях. Наверное, даже школьники знают, как было в немецких лагерях смерти. «На плацу стояли три виселицы и они никогда не пустовали - вешали пойманных беглецов, вешали сопротивлявшихся бойцов, вешали комиссаров. Русских немцы люто ненавидели!». Ванюша был плотником-ювелиром, потому иногда из лагеря его под конвоем отправляли работать на барские поместья. Это в какой-то степени давало возможность выживать. Нельзя думать, что все немцы, румыны или итальянцы были гадами-фашистами. Находились и те, кто незаметно подбрасывал пленному корочку хлеба.

Мучился чувашский паренек в плачевно знаменитом лагере Заксенхаузен под городом Ораниенбург в Германии. Тут страдали несгибаемые советские генералы Дмитрий Карбышев и подпольщик Александр Зотов, тут принял смерть сын Сталина Яков Джугашвили. Видел виселицы и собачьи травли, видел издевательства и марши смерти. Терпел, не сдавался. «Парăнман, парăнман!» вскрикнул ветеран, отвечая на вопрос Алексея. Временами от волнения его голос пропадал. Тогда говорил шепотом.

Освободили их советские воины 22 апреля 1945 года. И он вернулся в строй родной Армии. В составе 937 гаубичного артиллерийского полка пошел на Берлин. Напоследок боец отквитался за концлагерь! После с сентября 1945 по 29 июня 1946 года, до демобилизации, служил командиром отделения связи. У фронтовика несколько боевых медалей и орденов. Он избежал сталинской тюрьмы. Многие солдаты, попавшие в плен, после войны десятилетиями мытарились в советских лагерях и тюрьмах.

Читая в военной книжке солдата о том, что он «военную присягу принял 16 декабря 1945 года при 973 гаубичном полку», думаю, что недоучившийся курсант до войны присягу принять, наверное, и не успел. Сын ветерана Валентин Иванович говорит, что это была повторная присяга после всех тяжелых фильтраций и допросов. А зачем бойцу, с честью прошедшему сквозь огонь и воду, вторая присяга?

Жена и старший сын Владимир уже ушли далече. Дочери Надежда и Вера живут своими семьями, часто навещают отца и брата в Ходарах. В доме тепло, светло и уютно. Старик регулярно читает Шумерлинскую газету «Вперед», смотрит передачи по телевизору, общается с односельчанами. Очень трезво рассуждает о событиях в стране и мире. Никогда не курил, никогда не баловался алкоголем и ленью, никогда не брезговал работой и не сдавался невзгодам.

И впредь не сдавайся годам, дорогой сержант Иван Ефимович! Вам еще предстоит штурмовать вторую крепость после Берлина – взять столетие! Удачи Вам, здоровья и благоденствия!

Виталий Станьял,

председатель Центрального совета чувашских старейшин.

АДЁРОВА БАШНЯ ВИДНА ИЗДАЛЕКА (из путевого дневника)

30.10.2016 20:44
АДЁРОВА  БАШНЯ  ВИДНА  ИЗДАЛЕКА (из путевого дневника)

28 октября 2016 .Верхняя Кумашка.

На шоссе Шумерля-Ядрин дорожный указатель гласит, что Кумашка - лучшая деревня России. «И вправду так?». «Стремимся к этому!»- говорит встречающий гостей на развилке дороги известный в Чувашской Республике бизнесмен, почетный краевед, действительный член народной академии наук и искусств, сопредседатель Народного Хурала, член Центрального совета чувашских старейшин, славный сын деревни Верхняя Кумашка Николай Михайлович Адер.

...Отсюда вид по сторонам просторный: леса, речки, пригорки и привольные околицы Нижней и Верхней Кумашек. Впервые свободную ширь присельской земли мне приходилось видеть у села Боригар Самарской области и теперь при таком окоеме сразу припоминаются Самарские и Тюменские вольные края.

В гостях в Верхней Кумашке сегодня режиссер Чувашского телевидения Алексей Енейкин со своими боевыми коллегами Вадимом и Дмитрием да чебоксарские учителя, которых мобилизовал на дальнюю экскурсию заслуженный учитель ЧР, директор особой школы №1 Минобразования, что на улице Хузангая, Валерий Петрович Григорьев. Они решили изучить карту достопримечательностей республики и выбрать для детей с ограниченным здоровьем приемлемые маршруты экскурсий в разных районах, городах и селах. Шумерлинский район – один из присурских мест в их планах.

Вначале мне показалось, что городским почетным и заслуженным педагогам, привыкшим козыряться в Москве, Питере, фотографироваться под Эйфелевой башней в Париже и других знаменитых городах, полуразрушенная, безасфальтная деревенька с чувашскими вывесками не привлекательна и не интересна. Но это было мое ошибочное восприятие. Оказалось, что почти все учителя из деревни или имеют тесную связь с селом, знают, как трудно крестьянину от грязи отлипнуть, как трудно дом ставить и детей поднимать. Когда Николай Михайлович, заправский экскурсовод, рассказывает о том, что было когда-то в этом краю и что стало с деревней после пресловутой перестройки, когда показывает строящиеся его фирмой «Сувар» новые двухэтажные дома европейского стандарта, они стали единомышленниками идей этого неугомонного энтузиаста и строителя-борца.

Маршрут Кумашкинской экскурсии начался у памятника участникам Великой Отечественной войны. Памятный участок ухожен и величав. А вот находящаяся рядом сельская библиотека закрыта, окна побиты, дверь разодрана. Заброшенных домов в деревне немало, но и обновленных, вновь построенных зданий тоже достаточно. Все-таки деревня обновляется, у многих домов разукрашены палисадники и разведены цветники. Пенсионерка Ольга Кузнецова говорит, что вот стараниями таких патриотов, как Николай Адер, захудалое поселение приобрело второе дыхание, в село пришли газ и водопровод. Ольга аппа на радостях написала оду про свою деревню и ее при нас подарила Николаю Михайловичу. Адер стихи принял как самую высокую царскую грамоту. Конечно, приятно признание трудов сельчанами, приятно!

Адер давно понял, что родную деревню надо спасать от гибели и стал бить в набат. Односельчане его услышали. Его поняли в сельской администрации и они сейчас напряженно действуют за нормальное развитие сельского быта. И результат налицо. Есть что показывать, чем гордиться.

В здании, в котором Адер когда-то обосновал Кумашкинский краеведческий музей «Усадьба», теперь, когда музей переехал в Центр культуры, работают шерстобитка и валеночный валяльный цех.

Не знаю как другим, но мне было приятно видеть радость слаженного труда! С упоением и прилежно работают на конвейере девушки и парни, жужжат станки, кипит котел. На глазах пушистая кипа шерсти превращается в белое полотно, тут же оно обертывается в форму валенка и маленькими пучками черной шерсти вручную обвалакивается в распластанный угольник, который, уменьшаясь в несколько раз, через пару станков превращается в красивый двухцветный детский валенок - легкое, прочное и красивое изделие. Продукцию цех не продает, она оптом отправляется в Цивильскую контору на реализацию, а то бы я непременно купил своим внукам пару прелестных валенок.

Места на истоках Кумашки примечательные. На верховьях речки сохранились приметы монашеских землянок. Здесь когда-то крутились три водяные мельницы. Сейчас снова подняты запруды, проложены булыжные дороги, а знаменитое Моховое болото стало великолепным большущим озером «Мăклă шор». Тут и для дичи, и для рыбаков да детворы радости хоть отбавляй зимой и летом!

Верхняя Кумашка по реке лишь верхняя, а по горизонту она кажется низинной. Вокруг – сплошные леса. Видная труженица, почетный краевед, автор замечательной книги про родной край, педагог на пенсии Галина Сергеевна Лосева говорит:

- Однажды, когда долго кружилась за грибами и лесными снадобьями, я потеряла ориентир. Плутала бы долго, но меня выручила наша Эйфелева башня. Она видна со всех сторон. Посмотрите, и отсюда видать!

И вправду, даже с этой низинной равнины шпиль социально- культурного центра «Сувар» видна отлично. И мы напрямую держим путь на Кумашкинскую Эйфелеву, то есть Адерову башню. Нас встречают прямо на улице девицы-красавицы и приглашают в кафе гостиницы на чай. Тут же на прилавке сидят дедушки и бабушки, а внук Героя Советского Союза Ивана Полякова – мастер на все руки Василий Поляков зовет в обновленный дом, где родился и рос герой.

Во дворе гостевых «апартаментов» огород, теплица и коровник. Тут любой горожанин радуется встрече с телятами, коровой и важным петухом. В кафе гостиницы – вся еда из местного сырья и отменный чыгыт – из молока своей буренки. Если сюда приедут художники на плэнер или горожане с семьей на летнюю неделю - то будут за мизер отдыхать лучше, чем у Черного или Мертвого морей.

Описывать здание Центра не буду. Оно воспето в телесюжетах, сайтах, буклетах, в солидной книге «Чувашская Республика» и непременно отразится в Шумерлинской энциклопедии. Кумашкинский социально-культурный центр – уникальное явление. Это роскошный подарок для 125 жителей деревни. Ведь домов-то жилых из 155 осталось лишь 67! Школа закрыта. Колхоз развален и разворован. Клуба нет, работы нет... И вот тебе дворец – в нем одним махом клуб, кинозал, биллиардная, спортивный зал, архив, музей, библиотека с читальным залом, магазин, детсад с кабинетом детского творчества, начальная школа, медицинский пункт с массажным кабинетом, сауна-мунча с бассейном. На верхушке дворца - оранжерейная веранда, а под высокой башней - обзорная площадка с видом на всю окрестность.

Теперь Николаю Михайловичу придется ломать голову, чтоб этот дворец не пустовал, а работал на благо и радость деревни и подрайона. Будет отлично, если Шумерлинское районное руководство поддержит начинание энтузиаста и поможет специалистами, руководителями детских студий, кружков.

Если бы этот Кермен стоял в райцентре или в Чебоксарах – цены ему не было бы! Он стал бы Чувашским Керменем национальной культуры. Чебоксарская городская администрация предложила три участка на выбор для строительства Чувашского Дворца, но ни Министерство культуры, ни Правительство республики или кто-нибудь из состоявшихся бизнесменов не отважились на благородный шаг ради чести своего народа. Василий Николаев в своих башкирских Хорамалах построил церковь, Николай Угаслов – памятники Яковлеву и Шелеби в Татарстане, Валерий Борисов у Малого Сундыря – закрытый городок «Белая усадьба», Николай Адер в Кумашках – социально-культурный Центр... Но нет до сих пор символьного здания у чувашского народа. У всех республик и областей они котируются по всей стране, а мы, видимо, умудряемся мечтать превратить всю Чувашию в символ великой России. Было бы славно, если когда-либо нам это удалось!

(Фотоснимки об экскурсии по Кумашкинскому маршруту смотрите в разделе «Сăнсем» нашего сайта).

Виталий Станьял

Страницăсем: 1 ... 30, 31, 32, 33, 34, [35], 36, 37, 38, 39, 40, ... 49