Чăваш таврапӗлӳҫисен пӗрлӗхӗ

Союз чувашских краеведов

Чăвашла Русский

Таврапӗлӳ вӑл...

«Таврапӗлӳ тӑван тавралӑха юратма вӗрентет, вӑл паракан ӑс вара вырӑнти культура палӑкӗсене упраса хӑварма май парать».


«Таврапӗлӳ — пӗр-пӗр япалана тӗпченипех унӑн сумне ӳстерекен ӑслӑлӑх дисциплини».

Дмитри Лихачёв академик

«Я верю в процветание моей Чувашии!» - виртуальный хоровод ко Дню Республики

03.06.2016 10:49
«Я верю в процветание моей Чувашии!» - виртуальный хоровод ко Дню Республики

24 июня – день единения Чувашской Республики во имя мира, согласия и процветания. Жителей Чувашии издревле отличает высокая степень толерантности – уважительного отношения к обычаям, традициям и вероисповеданиям других народов и национальностей. По доброй традиции в канун Дня Республики во всех районах и городах Чувашии проводятся традиционные национальные праздники - «Акатуй» и «Сабантуй» со множеством культурно-досуговых мероприятий, выставок и акций. Известно, что в праздники чуваши издревле водили хороводы, объединяющие всех неравнодушных, творческих и талантливых.

В дань традиции предков и в честь Дня России и Дня Республики АУ Чувашской Республики «Центр внешкольной работы «Эткер» Минобразования Чувашии приглашает всех неравнодушных принять участие в республиканской патриотической акции - виртуальном хороводе - «Я верю в процветание моей Чувашии!». Акция проводится при информационной поддержке Министерства образования и молодежной политики Чувашской республики.

Главная цель Акции – чествование Чувашии как многонациональной единой семьи – неотъемлемой и стабильно развивающейся части необъятной России.

В виртуальном хороводе могут принять участие все неравнодушные жители Чувашской Республики: творческие личности, семьи, представители династий, коллективы образовательных учреждений, детские и взрослые общественные и творческие объединения и др. Участие в хороводе представителей семей из других регионов России и зарубежья также приветствуется.

Хоровод стартует с 1 июня и «замкнется» 24 июня 2016 года – в День Республики.

Чтобы стать участником виртуального хоровода необходимо прислать на электронный адрес etker-tur@yandex.ru фотографию участника(ов) в праздничных нарядах (в национальных, сказочных персонажей, ростовых кукол, стилизованных и др.) и оригинальное поздравление по теме: «Я верю в процветание моей Чувашии!»,«Мы верим в процветание нашей Чувашии!», «С днем рождения, моя Чувашия!» (м.б. на разных языках).

Фотографии также могут сопровождаться позитивными слоганами, приветствиями, пожеланиями, девизами, стихотворениями, авторскими песнями, одами, частушками, посвященными Чувашской республике, а также жителям и гостям Чувашии. Приветствуется применение современных технологий, компьютерного дизайна, составление фотоколлажей и видеопоздравлений.

В виртуальном хороводе могут быть представлены также фотографии подарков для родной Чувашии – сувениры с символикой, букеты цветов и цветочные клумбы, посаженные деревья и аллеи, рукотворные «райские уголки» с арт-объектами во дворах и палисадниках, благоустроенные родники, позитивные коллажи на заборах, детские площадки со сказочными персонажами из подручных материалов и мн. др.

Виртуальный хоровод начнет «объединять» всех неравнодушных к своей Родине жителей Чувашии на сайте www.etker.cap.ru с момента поступления первых творческих работ.

Занять место в хороводе можно с 1 июня до 24 июня включительно.

Творческие работы принимаются на эл. адрес: etker-tur@yandex.ru и по адресу: г.Чебоксары, ул. Афанасьева д. 13, каб.1, т: 58-55-40.

Подведение итогов Акции состоится до 30 июня 2016 года. Самые оригинальные и необычные творческие представления в виртуальном хороводе будут поощрены дипломами и благодарственными письмами.

@ Центр внешкольной работы "Эткер"

Окололитературные мечтаньица (продолжение)

31.05.2016 11:28

За последние два года мне не встретилось хотя бы одно серьезное обсуждение литературно-философской проблемы, обзора прозы или поэзии, анализа переводов с чувашского на русский...

Штатного критика в журнале «Тӑван Атӑл» нет, семья ИД «Хыпар» печатает произведения постоянных ходоков по редакциям. Отдел литературоведения и фольклористики Чувашского государственного института гуманитарных наук обзором и критикой текущей литературы заниматься перестал. Кафедры чувашской литературы университетов и институтов в основном корпят над собственными диссертациями, планово воспроизводят дипломные работы или поурочные разработки прежних лет в виде сборников трудов. Союзы писателей (говорят, что их в Чувашии аж четыре штуки) за плату штампуют самиздатовские недоспелки – до литературных дерзаний и художественных эталонов им дела нет.

В общем, на литературном фронте Чувашии самотек. Командующие меняются, проводятся «местные бои» за должности, премии и звания, но качественных перемен не произошло.

Не слышно о каких-либо литературных акциях по ведомству Министерства образования и молодежной политики республики. Загадочная ситуация! Со школьниками по своей инициативе возится администратор Чувашского народного сайта Николай Плотников. Проводит конкурсы, премирует активистов, ходит и водит писателей на встречи с учениками, издает книги детских произведений («Асамлӑх ҫулӗ – Волшебная дорожка»). Редко иногда инициативные учителя, руководители литературных кружков готовят сценарии внеклассных занятий, выпускают любительские сборники стихов и рассказов своих питомцев. Ни о конкурсах, ни о престижных премиях со стороны Союзов писателей и Министерства образования не слышно.

Следит ли за процессом развития детской литературы, поощряет ли лучших руководителей кружков Институт образования? Следят ли хоть одно районное или городское управление образования и детская пресса – газета «Тантӑш» и журнал «Самант»?

Кажется, нет. Может, на самом деле возиться с литературой не надо? Обходились же наши прадеды в дояковлевские века без книг и газет. И детей в школу отдавать не хотели. И жили – подразумевается – нормально, без литературных мечтаний, реклам и рецензий.

Решили вернуться к тем временам? Не от компьютерной цивилизации сейчас спроса на книги не стало – шкала ценностей в постсоветской России изменилась. Школьники читают по принуждению – вкуса к чувашскому чтению или слушанию ни семья, ни школа не прививают. Пенсионерки по привычке по-чувашски читают любовные истории Ангелины Павловской, Ульхи Эльмень, Зинаиды Сурпан, Елены Нарпи и выручают библиотекарей в подсчете голосов.

Вокруг – бушующий книжный океан. Море художественной литературы плескается в книжных издательствах «Новое время», «Своя типография» – во всех государственных и частных «печатнях». Денежный автор сегодня очень нужен издателям и меньше всего читателям. Толкователей новых хороших произведений нет, даже нормальной рекламы книг не видно.

В сфере пропаганды художественной продукции стараются некоторые литературные объединения и выпускают либо альманахи, либо антологии («Литературное Порецкое», «Литературный Новочебоксарск», янтиковский альманах «Между Кубней и Алью», антология литературы Цивильского района, «Антология писателей-красночетайцев»). Единственный бесплатный рекламщик чувашской художественной, научно-популярной, историко-краеведческой литературы – Национальная библиотека республики. Она с упоенной настойчивостью продвигает в массы программу «100 лучших чувашских книг» и проводит традиционный конкурс «Литературная Чувашия», регулярно организует презентации новых «шедевров» и творческие вечера писателей. Республиканская детско-юношеская читальня разрабатывает методички и электронные книжки, угомона не знают районные, городские и сельские дворцы книг Министерства культуры.

По-боевому действует Республиканская детско-юношеская библиотека. В современной детской литературе, конечно, есть в чем порыться. Можно наткнуться на «Мячик-попрыгунчик» или услышать «Плач не рожденного ребенка» Николая Ижендея, найти «Квадратные сны» и «Золотое яблоко» Марины Карягиной, встать на «Весы души» и увидеть «Распахнутое сердце» Валентины Тарават, поймать солнечные лучи в ледяной воде Елен Нарпи, встретиться с легендарным героем Чувашом в обществе Галины Матвеевой, послушать лесную историю у Ордем Гали и найти «Корзину с грибами» у Светланы Гордеевой, попасть в «Воробьиный юг» Льва Кадкина.

В детском литературном лесу много еще чего примечательного. А если все книги и книжонки прочитать вперемежку с сородичами из мировой классики и помечтать повнимательнее? Не знаю, как оценил бы Добролюбов, но у нас явно некому сказать что-либо доброе и справедливое ни малым, ни большим мастерам.

Чествование победителей одиннадцатого конкурса «Литературная Чувашия: самая читаемая книга – 2014-2015» (проведенного, заметьте, совместно с государственным издательством) было поставлено по европейскому стандарту шикарно. Образцовые музыка, песни, танцы, видео. Дипломы, грамоты, призы, цветы. Библиотекарям и писателям. Орден Бичурина от Союза чувашских краеведов.

Этот конкурс распределяет места среди писателей по справкам библиотек. Голоса, разумеется, больше всего дают земляки и читатели, которые встречались с авторами. Разве это плохо? Пусть каждый автор живет среди читателей, тогда и печатающийся у ИП автор может победить (как победил нынче Станислав Отрыванов с вурнарской сагой).

Но пока у читателя (да и у большинства авторов) поцелуйно-песенный вкус – даже не детективно-фантастический или эпико-героический. Поэтому кто все-таки должен определять идейно-морально-художественную ценность произведений? Книжная лавка, киоск или общество садоводов? Или ХХII век?

«Есть два ряда деятелей на всяком поприще: одни своими делами творят новую эпоху, действуют на будущее, другие действуют в настоящем и для настоящего. Первые бывают не признаны, не поняты, не оценены и часто даже гонимы и ненавидимы своим современниками...» (Белинский, ПСС, VII , 135). Слава богу, пока в чувашской литературе есть гонимые поэты, и прозаики тоже есть.

Когда Союз профессиональных писателей Чувашии проснется от дремоты, обяжет себя позаботиться о сортировке произведений по качеству и объявит престижный конкурс, тогда, возможно, критерии оценки станут адекватными. Но и это не будет выходом из . Любой серости открыты двери других союзов, а у них (особенно у сообщества Михаила Юхмы) звания и премии куда круче.

Подъем мастерства и новаторства в чувашской литературе, и в детской тоже, на сегодня так и не наблюдается. Разведем руками: разве это зависит от кого-либо из нас?

Нелли Пальмова

Чествование победителей конкурса «Литературная Чувашия: самая читаемая книга – 2014-2015

27.05.2016 15:57
Чествование победителей конкурса «Литературная Чувашия: самая читаемая книга – 2014-2015

Торжественная церемония награждения победителей ежегодного республиканского конкурса «Литературная Чувашия: самая читаемая книга года – 2014-2015» состоялась в Национальной библиотеке Чувашской Республики 27 мая. Символично, что мероприятие, объединившее писателей и поэтов, литературоведов и журналистов, библиотекарей и читателей, совпало с общероссийским День библиотек и днем рождения классика чувашской литературы Константина Иванова.

Торжество открыла директор Национальной библиотеки Светлана Старикова. Она сердечно поздравила присутствующих с общероссийским День библиотек – праздником всех любителей и ценителей книги, которые не мыслят своей жизни и жизни будущих поколений без этого бесценного сокровища – печатной книги.

Много тёплых, напутственных слов участникам мероприятия прозвучало из уст начальника отдела профессионального искусства, образования и народного творчества Минкультуры Чувашии Инны Ильиной. Под аплодисменты зала она вручила специалистам библиотек Почетные грамоты и Благодарности Минкультуры Чувашии.

Республиканский конкурс «Литературная Чувашия» проводится уже более 10 лет. В конкурсе участвовало 337 литературно-художественных произведения на чувашском и русском языках, изданных в 2014 и 2015 годах. В оргкомитет Национальной библиотеки представлено 110 конкурсных работ из 72 библиотек 20 районов и 4 городов республики. Для определения популярных книг было собрано 83022 голоса читателей.

Компетентное жюри конкурса под председательством доктора филологических наук Юрия Артемьева определило победителей во всех номинациях.

Самыми читаемыми прозаическими произведениями на чувашском языке стали книги «Вӗрене шывӗ те пылак» Ангелины Павловской за 2014 год и «Упраймарӑм сана…» Улькка Эльмен за 2015 год.

В номинации «Современная проза» общественное признание и высокий рейтинг среди читателей за 2015 год получила книга «Чужие на своей земле» Станислава Отрыванова.

Самыми читаемыми произведениями в жанре поэзии на чувашском языке были названы за 2014 год - «Распахнутое сердце» Валентины Тарават и за 2015 год - «Пульсация = Чун таппи», Лидии Филипповой.

Произведения Светланы Гордеевой «Корзинка с грибами = Карҫинккари кӑмпасем» (за 2014 год) и Льва Кадкина «Воробьиный юг = Ҫерҫи кӑнтӑрӗ» (за 2015 год) победили в номинации «Радуга детства» - самая читаемая детская книга на русском языке.

Самой читаемой детской книгой на чувашском языке стали: за 2014 год - «Мухтанчӑк» автор Александра Миллина, за 2015 год - «Пӑрлӑ шыври хӗвел пайӑрки» Елены Нарпи.

Лучшим историко-краеведческим изданием признана «Ядринская энциклопедия». Председатель Союза чувашских краеведов Сергей Сорокин вручил составителю Валерию Муравьеву и коллективу редакционной коллегии орден и вымпел имени Н. Бичурина «За выдающиеся успехи в краеведении», с правом ношения Ордена В.В. Муравьевым.

@Национальная библиотека Чувашской Республики

Окололитературные мечтаньица

27.05.2016 15:06
Окололитературные мечтаньица

«Да у нас до сих пор нет ни литературы, ни ее критики!» – хочется воскликнуть, вспоминая неистового Виссариона Белинского при чтении новых чувашских книг.

Читаешь книги и ищешь: что же есть национального, характерного для нашего времени в произведениях чувашских писателей ХХI века? Какие общечувашские и всегосударственные идеи, герои, вопросы и проблемы отражаются в нашей национальной беллетристике? Ищешь и не находишь искомое.

Посоветовали прочесть повести и рассказы из сборника «Чайная роза» (Сарӑ роза) и роман «Капелька слезы» (Пӗр тумлам куҫҫуль) Михаила Мерченя. Получилось так, что они попали мне в руки вслед за старой и многократно обруганной англичанами «распутной», но на самом деле очень даже сдержанной и толковой книгой Дэвида Лоуренса про любовь леди Чаттерли. Может, поэтому современные хвастливые рассуждения о возникновении земного шара, первой яблони, вкусив сладкий плод которой появилась любовь, мне показались никчемными, а обещанная в самособственном эпиграфе «тысячелетняя бессмертность», кажется, и вовсе не будет соответствовать действительности. Таких любовных коллизий (и даже куда хлеще и жизненнее) навалом на постоянной странице «Любовь и яд» в молодежной газете «Ҫамрӑксен хаҫачӗ».

В поисках более серьезного взяла книги недавно возведенного в ранг народного писателя Чувашии Анатолия Кибеча. «Книга жизни» (Пурнӑҫ кӗнеки), «Образ завтрашнего дня» (Ыранхи кун сӑнарӗ), «Быть чувашом нелегко» (Чӑваш пулма ҫӑмӑл мар), «Думы о чувашском» оказались статьями, верлибрами (стихами в прозе) или дневниковыми записками, обычными бытовыми нравоучениями типа «Самое дорогое — это жизнь», «Чувашская судьба — трудная судьба», «У чуваша лапотный комплекс», «Нетрудно обманывать чуваша», «Сон видел — радовался», «Сон приснился — удивился». И так по всем страницам этих книг! Подобные поучения имеются у Льва Толстого и многих других педагогов прошлого, поэтому налицо пересказывание и повтор.

Конечно, вы можете возразить: «Разве русские классики выдавали такие сентенции, как «Эпоха коммунизма изгнала из школы родные языки и культуры, а демократия вернула их в школы»? Конечно, нет. Вот и водят нас за нос современные «толстовцы», переворачивая факты с ног на голову.

Вспомнив книгу А.И. Кибеча «Вы читали «Нарспи»?», где будущий народный писатель «разоблачил и уложил на лопатки» юного классика, искать остальные произведения не стала. На всякий случай заглянула в «Молитвы» и, наткнувшись на знахарские заклинания и христианские чувашизмы («О, наш бог, возвращая нам чувашскую душу, научи нас, заблудших овец, поклониться Тебе! Нам сегодня просто необходим Старший Гуртовщик»), сильно удивилась. Что ни страница – голая пропаганда и несусветная идеология! Какое-то странное художественное творчество – почитаю книги народного писателя внимательнее в другой раз.

Получив «народных поэтов», стали по-восточному мудры Юрий Семендер, Николай Исмуков и никак не добившийся вожделенного звания симбирский поэт Анатолий Юман. Складно пишут – и чувства, и мысли сверкают. Но все это уже было, и было во многих переводах Хайама, Саади, Рудаки...

Книг «свадебных генералов» (у власти всегда имеется пара-тройка таких) давно перестала читать. Читаю Николая Теветкеля, Николая Максимова, Марину Карягину, Бориса Чиндыкова, Арсения Тарасова, Валери Тургая... Нападают что-то на них, к званиям не приближают. На беспрецедентного Валери Тургая набрасывается аж целая шайка остепененных и бесстепенных литераторов, но тот не сдается, потому что душой и думами поэт. Открытый борец, выступающий и беседующий со слушателями.

Теперь ведь стало много камерных самиздатских поэтов, не умеющих и не желающих бороться за национальное. Последним из могикан на ниве защиты чувашской речи остался народный писатель Денис Гордеев. Да и его в одном обремененном властью государственном учреждении обозвали престарелым мерином...

Слежу за единственным чувашским литературно-художественным журналом «Тӑван Атӑл», за фестивалями молодых авторов и презентациями новых книг. Толковых рецензий, обзоров и диалогов не вижу. Для диалога в чувашской печатной прессе места совсем не осталось. А с серостью и эпигонством в чувашской литературе никогда не боролись ни критики, ни теоретики. Теперь – после Агаковых и Шавлы – писатели и сами перестали обсуждать свои рукописи.

Блаженствовали и продолжают наслаждаться привольем что ни на есть серые графоманы, статс-секретари, адъютанты от литературы. Писатели перестали различать добро и зло! Собственно, перестали учиться, перестали мыслить. Стали натуральными фотографами.

Как и во времена Александра Пушкина, «нет у нас, у чувашей, критики». Как не было, так и нет, и в ближайшем будущем не предвидится.

«У нас нет литературы — я повторяю это с восторгом, с наслаждением, ибо в сей истине вижу залог наших будущих успехов».

«Да - у нас нет литературы»!

«Вот прекрасно! Вот новость!- слышу я несколько голосов в ответ на мою дерзкую выходку.- А наши романы Кузьмы Турхана, Мигихвера Мраньки, Хведера Уяра... а наши первые повести Ивана Юркина, Сергея Чундерова... А наши поэмы «Варусьси», «Под гнетом», «Колчак»? Разве мы не имели Никиту Бичурина, Спиридона Михайлова, Михаила Федорова, Константина Иванова, Михаила Сеспеля, Семена Эльгера, Васьлея Митту, Петра Хузангая, Якова Ухсая, Геннадия Айги? Школьные учебники вдобавок еще толкуют, что наши древние предки на каменных юба писали рунические повести, на арабском и тюрки языках сочиняли стихи... Общие у нас корни с суварскими поэтами Кул Гали и Калай Малля, Вăтăр Юманом (Утыз Имен), крупным ученым из Яльчикского Патриккеля Шигабудином Марджани, классиком башкирской и-татарской литератур Мажитом Гафури, кугазей и мать которого - чуваши из Хурамала Аургазинского района Башкортостана...

Что верно, то верно. Были и есть корифеи Бичурин, Яндуш... классики Федоров, Иванов, Сеспель, Павлов, Метри Юман... романисты Агаков, Ильбек, Кибек, Паймен, Турхан, Таллеров, Алендей, Артемьев... драматурги Кошкинский, Родионов, Айзман, Терентьев, неустанно пашут литературное поле талантливые современники Теветкель, Тургай, Тарасов, Чиндыков, Карягина...

В новописьменной чувашской литературе я насчитала, ориентируясь по делениям ее на 7 эпох и 15 периодов автором учебников для 8 и 9 классов В.П.Станьялом, всего 5 периодов. Вот они: Бичурин-Яндушский, Федоров-Ивановский, Сеспель-Юманский, Хузангай-Ухсайский, Ильбек-Артемьевский. Итак, у нас был период схематического классицизма, была зарница «Арсюри» и «Нарспи», сияние романтизма «Пашни Нового дня», период советского ложно лакированного и истинно героического реализма и время долгого становления национального историзма.

Интерес литературы к истории народа в последнее время обогатил славный ряд серьезных писателей именами Евгения Турхана («Последний эльтебер»), Михаила Юхмы (цикл романов), Владимира Изачака (роман в стихах «Сизиф: события после»), Владимира Степанова («Сабля Тенгри»), Виктора Отставнова («Булгары»), Аркадия Русакова («Эпир кунта хĕçпе килмен»), Николая Исмукова (сочинения о поэте Митта), Николая Сорокина («Вечная Волга»), Станислава Отрыванова («Чужие на родной земле») и др.

Были еще замечательные исторические трагедии. Теперь мода на драмы и трагедии прошла. Некоторое время на сценах чувашских театров главенствовали комедии. Но и их сезон уходит. Говорят, что знаменитая тетя Праски сыграла последнюю свадьбу своих многочисленных внуков. Среди просмотренных 250 книг за 2014-2015 годы я заметила лишь одну книгу пьес – это сборник Марьи Левтиной «Тайна шелкового озера».

На прилавках магазинов свежих книг немало. Мне приглянулись «краткий роман» недавно ушедшего от нас народного писателя Лаврентия Таллерова («Ыр-хаяр»), роман-легенда Николая Максимова («Шурă акăш çулĕ»), Ульги Эльмень («çирĕп чунлисем телейлĕ»), Ангелины Павловой («Вĕрене шывĕ те пылак»), которые я еще не успела прочесть. А те, что вышли чуть раньше у Юрия Сана, Сергея Павлова, Геннадия Максимова, Юлии Силэм, Валерия Муравьева, мне показались интересными, но натуралистически растянуто-водянистыми. Теперь писатели философствованиями не терзаются, о национальном в общечеловеческом, по-моему, вообще не задумываются, Тургенева, Чернышевского или Шолохова и Леонова в школе пропустили мимо, сочинения свои дважды не перечитывают. Один претедент на звание писателя даже насобрал компьютером и издал толстую книгу из разных произведений дальних журналистов и писателей!

Остается упомянуть и остановиться на 6-ом современном периоде, который, видимо, начался с восхваления песенных стихов во славу партии и всеобщей любви. Начался он не от Ивана Ивника и Валентина Урдаша. Кажется, начало новому веянию положил народный поэт Василий Давыдов-Анатри и оказался период завидно плодовитым. Теперь по несколько книг и 2-3 сотни песенных текстов имеют Длинный Палюк, Валерий Раштав и еще десяток их соперников. Придется, видимо, назвать этот эстрадный период поцелуй-песенным.

Теперь разлилось стихотворство, но поэзия кончилась. Плачевно положение поэтического фронта без чувашского Белинского.

Вот состоится на днях заседание жюри конкурса «Литературная Чувашия: самая читаемая книга», на который за позапрошлый и прошлый годы представлены по 165 книг, и многие авторы потом, конечно, останутся обиженными на членов жюри. Но был бы председателем жюри неистовый Белинский, а не наш добрый и уступчивый профессор Юрий Артемьев, то не менее половины из представленных в списке поэтических книг без обсуждения отправились бы домой - на подарок родным и знакомым авторов. На большее они (снабженные личными и семейными фотографиями) ни при каких льготах не тянут. Действительно, как гласит название одной номинации конкурса – «поэзия без границ».

«Я имею удивительную способность видеть во всем одну хорошую сторону, не замечая дурных, и на что бы ни смотрел, всегда повторяю мой любимый стих: «И все то благо, что добро»! ибо убежден сердечно и душевно, верю свято и непоколебимо, что род человеческий идет к своему совершенству, и что не остановить его на сем пути ни фанатизму, ни невежеству, ни злобе, ни критике, ибо таковые остановители добра суть истинные его двигатели».

(Продолжение намечается)

Нелли Пальмова

БУДЕТ ФОРУМ И АГАДУЙ

27.05.2016 08:19

26 мая 2016 года в штабе краеведов (Национальная библиотека Чувашской Республики, кабинет 208) состоялось заседание Центрального совета исполкома Союза чувашских краеведов. Рассмотрены несколько вопросов. Основной из них – проведение Чувашского агадуя в Центре краеведения и туризма (трасса «Волга» М-7. 630 км, деревня Малый Сундырь).

Председатель СЧК Сергей Сорокин информировал о готовности Центра к встрече участников Агадуя и Форума чувашских краеведов. Гостей из дальней диаспоры будут встречать 16 станов деревень Вурман-Сюктерской сельской администрации Чебоксарского района.

Заместитель председателя СЧК, председатель наградной комиссии Галина Соловьева представила к обсуждению документы на награждение за краеведческие успехи диаспоры и районов Чувашской Республики. Предполагается торжественное вручение наград многим участникам Форума и национального Агадуя.

В связи с проведением общенационального краеведческого форума, в концертно-показательную часть агадуя, в отличие от устоявшихся стандартных песен и плясок ансамблей, решено внести сжатые сценки традиционного художественного фольклора (ача ят хуни, хĕр пăхни, салтака ăсатни, туй саманчĕ, ака пăтти, ваттисене асăнни, чÿк туни, юпа юррисене юрлани, Атан апачĕ лартни тата ытти те). Конкурс чувашской кухни, напитков (ача-пăча апачĕ, туй сĕтелĕ, чÿк нимĕрĕ-пăтти, сăра тĕсĕсем, сĕт-турăх юр-варĕ, аш-пăш тата ытти те) и национального традиционного костюма и убора (туй арăмĕсемпе ачисен тумĕ, вирьял, анатри, анат енчи хĕр-упраç капăрĕ, арçын тумĕ тата ытти те) также желательно привязать к фольклорным действиям.

Разработать тематику краеведческого Форума поручено почетному председателю СЧК Виталию Станьялу. Диаспоре и районам Чувашской Республики заявки на участие следует посылать по электронке kray@publib.cbx.ru в штаб СЧК, там же или по сотовым телефонам можно получить предварительную консультацию.

Чувашский Агадуй с общенациональным Форумом краеведов открывается в 10 часов 25 июня 2016 года в Центре краеведения и туризма у деревни Малый Сундырь Чебоксарского района Чувашии на Московской автотрассе М-7.

Подробности программы и ответы на вопросы будут на сайте СЧК, Чăваш халăх сайчĕ и в некоторых газетах.

Ответственный секретарь СЧК Ольга Тимофеева

С думами о чувашах Тюмении

26.05.2016 08:22
С думами о чувашах Тюмении

( письмо по поводу)

В серии «Чуваши в современном мире: история и культура» вышла очередная книга «Чуваши юга Тюменской области», составленная сотрудниками Чувашского института гуманитарных наук (ЧГИГН), действительными членами Чувашской народной академии наук и искусств (ЧНАНИ) кандидатами наук этнологом Георгием Матвеевым и фольклористом Еленой Федотовой (Ермиловой). Основную заботу создания исследования несла Ассоциация тюменских чувашей «Тăван» (инициатор проекта - заслуженный деятель чувашской этнокультуры Владимир Логинов).

Книга содержит 8 глав. 7 из них написаны Георгием Борисовичем, ученым вдумчивым, исключительно трудолюбивым и ответственным. Первые две главы посвящены истории сибирских чувашей и путей их переселенческого движения, в следующей главе основное место уделено чувашским поселениям Аромашевского, Заводоуковского, Нижнетавдинского, Тюменского, Ялуторского и Ярковского районов. Наши земляки в Тюмении живут в 21 городе, в 54 рабочих поселках и в 38 районах области. В 2003 году, когда мне посчастливилось участвовать в первоначальной (разведывательной) экспедиции с Георгием Матвеевым, наметили описать достопримечательности чувашских мест, праздничные и трагические события, составить галерею портретов знатных земляков и основательно изучить не менее 30 чувашских населенных пунктов. В книге почти все деревни (кроме селений Вагайского района) охвачены. В 4-7 главах описаны хозяйства, жилища, костюмы, кухня, праздники, семейные и межнациональные отношения.

Объемная 8 глава об устном народном творчестве тюменских чувашей собрана и описана Е.В.Федотовой. Фольклористкой за короткий срок подобран огромный материал, проделана большая и трудоемкая работа по его расшифровке.

Будучи председателем Большого Совета Чувашского национального конгресса, мне приходилось у тюменских чувашей побывать еще два раза (18-24 апреля 2004 г. и 18-21 января 2006 г.). Попутно посещая в нескольких деревнях Чувашские улицы, всегда интересовался их фольклором. Оригинальная поэзия и сказания встречались только у пожилых чалдонов, молодое поколение в основном вторило чувашской заезжей эстраде и даже не воспроизводило визитную песню предков-переселенцев «Сибирский лес, великий лес...». Собранные Еленой Владимировной материалы подробно освещают современное состояние устного поэтического творчества Чувашской Тюмении. Сказать, что найден клад народного творчества, не получится, но исследование проведено тщательно, добросовестно. Что бытует в народе, то отражено в книге. Ценными, мне кажется, будут исторические предания, воспоминания ветеранов о сибирском бытии, баллады и причитания обездоленных людей. Здесь обилие всевозможных интерпретаций популярных народных и профессиональных песен - хватит на раздел диссертации!

Издание книги «Чуваши юга Тюменской области» - начальный этап большого труда, задуманного лет двадцать назад по изучению Западной Сибири. В плане – книги о Восточной Сибири, о Дальнем Востоке, о других регионах. В заданном разрезе ЧГИГН в ближайшее время не сможет исполнить серию своими силами. Время летит и меняется быстро. Мне думается, и об этом говорили на Первом учредительном съезде тюменских чувашских краеведов, что самым удобным и рациональным в наше время было бы издание региональных энциклопедий. ХХI век – время сводных и справочных изданий. Общим чувашским ниме, объединив многих и сохраняя авторство каждого, набирая силу и знания друг от друга, мы можем успешно провернуть это большое дело. Сумели же башкирские чуваши издать чувашскую национальную энциклопедию, а у Ульяновских краеведов она получилась даже в двух томах и с охватом Саратовской и Пензенской областей. Возможностей у Тюмении гораздо больше и активных краеведов и информаторов не меньше. Звание Почетного краеведа еще в 2003 году присвоены Елене Алимпиевой (Велижаны), Варсонофию Васильеву (Канаш), Владимиру Кузьмину (Дубровное), Владимиру Павлову (Нижняя Тавда), Галине Павловой (Малый Хутор), Анне Спиридоновой (Степановка - Тюмень), Алине Павловой – Катьковой (Ярково), Нине Тельцовой (Горьковка), Вадиму Константинову (Тюмень)... Заслуженными деятелями этнокультуры признаны Владимир Логинов, Владислав Тимофеев (Тюмень), Вера и Виталий Пушкины (Горьковка) Татьяна Тарасова (Ялуторовск), Зоя Плясунова (Горьковка - Тюмень), Лидия Леонтьева (Вагай-Степановка), Галина Харитонова (Малый Хутор), Зинаида Андреева (пос. Боровский) и др. Они давно показали свое истинное мастерство и любовь к чувашской истории и культуре. Уже, без слов, сами достойны быть в национальной энциклопедии.

Ассоциация «Тăван» и Тюменский филиал Союза чувашских краеведов не могут быть в конце успешно продвигающегося общенационального дела по созданию Чувашской энциклопедии (ЧНЭ) в 50-ти томах. Центральный Совет СЧК надеется на совет ассоциации «Тăван» и просит вице-президента культурной автономии В.П.Тимофеева (куратора по краеведению) обсудить вопрос у себя, и при положительном отклике - образовать редакционный совет и рабочую группу Тюменской чувашской энциклопедии.

Куç хăрать те – алă тăвать. Чувашия думает о вас, сами тоже подумайте о чести, истории и памяти.

Виталий Станьял,

почетный председатель СЧК,

почетный президент ЧНАНИ.

У ПОДНОЖИЯ НИКОЛЬСКОГО

20.05.2016 15:58
У ПОДНОЖИЯ НИКОЛЬСКОГО

Из путевого дневника Виталия Станьяла: 19 мая 2016. Кубырля- Рикошкнь-Моргауши

Президент ЧНАНИ Евгений Ерагин ведет экскурсию – «справа – дорога в Сюрлатри, к профессору Леониду Сергееву», «теперь заглянем в Шербаши – поклонимся фольклористу Никите Романову-Опраньоху», «вот и Абашская сторона – колыбель десятка видных деятелей чувашской культуры и науки»...

Изумительно красивые места! Аккуратно засеянные поля (уже зелень пробивается) и долины, пригорки со стадами под весенним солнцем мне кажутся Сизовскими рисунками к поэме «Нарспи». Извилины многочисленных оврагов, крутые берега рек Ербаша, Орбашки и истоков Сормы, тянущиеся лентами зеленые лесопосадки с вышины дороги напоминают Кавказские и Крымские пейзажи...

Полным автобусом едем из Чебоксар на 138-ой день рождения просветителя приволжских народов Николая Васильевича Никольского – в деревню Кубырля (Юрмекейкино) Моргаушского района.

...Юным сотрудником молодежной газеты, давным-давно, полвека с лишним назад, впервые побеседовавший с Никольским в Чебоксарах, пешком плутал (и даже заплутался в одном из оврагов) по его родным местам. Командировали меня не по его следам (тогда профессор «не был в почете», как сказал сегодня на митинге Глава района Игорь Николаев), а по причине письма молодежи Александровского сельсовета, кажется, насчет плохой работы клуба...

... Перед Сосновским компактным и уютным двухэтажным центром культуры и образования, где под одной крышей школа, библиотека, музей Н.В.Никольского, праздник начался со встречи марийской делегации. Как заиграл заслуженный деятель культуры Марий Эла и Российской Федерации гармонист Арсений Яйцов марийские и чувашские Гимны и наигрыши, начался точно «пеледыш пайрем», чуть ли не агадуй.

Выбежавшая встречать гостей заведующая библиотекой и музеем, почетный краевед Чувашии Татьяна Степанова еле-еле дождалась внимания гостей и повела нас в музей просветителя. Богатый, оригинальный, хорошо продуманный музей. Полдня не хватит, чтобы вдумчиво рассмотреть его экспонатов. Академики и гости знакомы с творчеством профессора, поэтому вопросы конкретны и щепетильны. Деловая, неугомонная Татьяна Зиновьевна, видимо, живет думами о Никольском, потому что о его жизни и родственниках знает почти все. И рассказывает вдохновенно, живо, интересно. У нее в библиотеке действует постоянная выставка трудов знатного земляка. Постоянно следит за новинками никольсковедения. Была бы небольшая возможность, образовала бы у себя центр («детскую академию Никольского») для изучения богатой жизни и многогранного творчества великого ученого, борца, просветителя.

В парке народ собрался с утра. Тут уже готовы к конференции народные академики скульптор Федор Мадуров, мастер на все руки Николай Фомиряков, лидер фонда культуры Тимер Тяпкин, Владимир Константинов из Красноармейского района, Геннадий Филиппов со своими учениками из Ядринского района и много других знакомых лиц.

Как небо от земли отличается современный пейзаж Никольского края от прежней картины. Прекрасные дороги, ухоженные улицы, добротные дома. Нарочно поискал среди старых домов соломенные покрытия - ни одного даже на сараях не приметил! Запруда «озера профессора» заасфальтирована. И, встречаясь на перекрестке, глядя на памятный столб перед родным домом, родственник ученого, народный академик Николай Пантелеймонов говорит: «Вот здесь опрокинулся мой воз с дровами – проезд был никудышный... Тогда решил, что родине Никольского так прозябать негоже и стал ходить по ученым, по администрациям, по высоким инстанциям». Наговорил отменный краевед много добрых слов в адрес Союза чувашских краеведов, потому что он там нашел понимание и поддержку, оттуда дошел до Президента Республики Николая Федорова и появился исторический Указ, фактически реабилитировавший ученого.

(Не знаю, хранит ли Николай Пантелеймонович те первые наброски письма к Президенту и с особым усердием составленную справку о Никольском, но на радостях от Указа он три года подряд предлагал мне принять в дар два-три улья со своего пчельника...)

Перед концертом, когда почти неожиданно предоставили слово, всенародно поклонился почетному краеведу за тот своевременный и настойчивый шаг. Не будь его энтузиазма, остался бы Никольский – без сомнения - в «тихом и неполном» забвении, как остаются до сих пор Василий Магницкий, Даниил Филимонов, да и Николай Ашмарин не изданными. Поблагодарил настоящего хыбаровца Алексея Леонтьева, так много совершившего для возвращения народу полного имени основателя первой чувашской газеты «Хыпар». Он 21-ый раз приехал в парк имени Никольского к его памятнику, а сколько раз посещал его могилу на Арском кладбище в Казани, чтоб обновить надгробие?

Мне так и кажется, что чувашская историческая память держится на энтузиазме отдельных людей, которых за активность наказывают запросто. Мне истинно оскорбительно, что в этом темном деле преуспевал и преуспевает не кто-нибудь, а Чувашский научно-исследовательский институт. Когда профессор лишился рабочего места в Казани, ЧувНИИ его отверг, а приютил МарНИИ в Йошкар-Оле. Когда по совету татарских докторов медицинских наук, поддерживающих чувашского ученого, доктор наук Н.В.Никольский задумал опубликовать свой труд «Народная медицина у чуваш» в Чувашгизе, родной исследовательский институт и врач Петр Осипов дали крайне нечестный отзыв, и договор об издании книги аннулировали в тот же день. Переработанная, дополненная добротная рукопись затеряна, теперь очерк известен лишь по первой -1929 года- казанскому изданию.

... В парке Никольского – а он неописуемо оригинален – весь день гулял большущий и веселый праздник. Когда руководители и чиновники после митинга ушли за высокие заборы на чаепитие, у подножия величавого памятника ученому начал работать круглый стол научно-практической конференции по теме – «Н.В.Никольский и народная медицина». Вели его действительные члены ЧНАНИ доктор медицинских наук Григорий Алексеев, кандидаты медицинских наук Валериан Кузьмин и новый кавалер ордена имени Н.В.Никольского Станислав Соколов, кандидат геологии Анатолий Иванов.

Чувашская народная академия (ЧНАНИ) назначила этот свой выездной «круглый стол» специально таким открытым образом – в парке, у памятника, среди цветущих яблонь и акаций, под трелью птиц и шелест волн профессорского пруда, на глазах сотен людей... И действительно, вокруг было много любопытных слушателей, хоть говори в громкоговоритель. Для науки или экскурсионных уроков в селе подходящего помещения нет, а оборудование обычно дается для развлекательных площадок. И на этом спасибо местной администрации и ее главе Светлане Никифоровой, что не только не запретили ученым в День чувашской гуманитарной науки занять заповедное место и сделали все для его успешного проведения. И круглый стол Чувашской гуманитарной науки, и день рождения профессора, и общесельский весенний праздник прошли на самом удачном уровне!

На итоговом заседании президиума ЧНАНИ, тут же в парке, ученые и краеведы выразили глубокую благодарность организаторам Дня Никольского и местной администрации. Активистам краеведческого движения вручили Грамоты, медали и ордена ЧНАНИ, в том числе - заместителю начальника управления культуры Горномарийского района, кандидату педагогических наук, большой поборнице дружбы наших народов Тамаре Петровой.

Из всех предложений, прозвучавших на заключительном заседании, мне кажется достойным внимания районной администрации предложение участника конференции краеведа из Изедеркина Александра Макарова о возможности разработки «экскурсионного кольца» вокруг Кубырли – тут во всех деревнях родные места Героев Советского Союза, ученых, языковедов, поэтов, композиторов, Олимпийских чемпионов... Я полностью поддерживаю эту идею и даже вижу, как без особых усилий можно его осуществить силами местных школ, клубов и библиотек.

Прощание было на удивление радостным. Известный в России марийский гармонист и на расставание устроил задорный пайрем, что даже восьмидесятилетние ветераны вдоволь покружились в веселом хороводе под присмотром великого Никольского.

Фотоотчёт в разделе "Фото" нашего сайта.

В Ибресинском районе пройдут Маресьевские встречи

20.05.2016 12:26
В Ибресинском районе пройдут Маресьевские встречи

2016 год объявлен в Ибресинском районе Чувашии Годом Героя Советского Союза Алексея Маресьева. Это связано с тем, что знаменитый летчик, ставший прототипом героя повести Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке», в 1943 году после ампутации ног учился заново летать в Ибресинской летной школе.

Ибресинцы считают Алексея Маресьева своим национальным героем. Его именем названа центральная улица поселка Ибреси, а в Сквере памяти и славы в честь него установлен барельеф. В учреждениях культуры Ибресинского района регулярно проводятся маресьевские экскурсии, книжные выставки, беседы, электронные презентации, уроки мужества, вечера памяти, маресьевские чтения на базе ЦБС Ибресинского района, конкурсы сочинений, стихотворений, рисунков среди школьников.

Летчик родился 20 мая 1916 года в городе Камышин Саратовской губернии, а ушел из жизни 18 мая 2001 года в Москве. В связи с этими датами основные торжественные мероприятия, посвященные 100-летию со дня рождения А.П. Маресьева, пройдут в поселке Ибреси и селе Новое Чурашево с 20 по 22 мая 2016 года.

Программа праздника (20-22 мая) включает в себя туристический маршрут по местам пребывания А.П. Маресьева, закладку аллеи имени А.П. Маресьева на территории поселка Ибреси, концерт, посвященный А.П. Маресьеву, демонстрационные полеты авиамоделистов, соревнования мотодельтапланеристов и др.

Нелли Пальмова

Чувашский народный сайт

Валерий Тургай – патриот чувашского народа

19.05.2016 16:36
Валерий Тургай – патриот чувашского народа

18 мая в Национальной библиотеке Чувашской Республики с широким размахом отметили юбилейный вечер народного поэта Чувашии Валерия Тургая. На мероприятии царила необыкновенная энергетика, которая исходила от самого именинника, человека с яркой харизмой, большим сердцем и чувствительной душой. Имя Валерия Тургая известно далеко за пределами родной Чувашии, его безграничным творчеством восхищаются ценители поэзии в Татарстане, Республике Коми, Кабардино-Балкарии, Калмыкии, на Украине и многих других регионах и странах.

На торжественное мероприятие в честь 55-летия Валерия Тургая собрались друзья поэта, соратники по перу, представители различных организаций и ведомств, академики и учёные, люди искусства, школьники, словом, все те, кто глубоко почитает творчество истинно народного сына Чувашии и вдохновляется его жизнелюбием и оптимизмом.

С поздравительными словами в адрес народного поэта Чувашии, переводчика, общественного деятеля, заслуженного работника культуры Чувашской Республики и Республики Татарстан, лауреата различных премий Валерия Тургая выступили руководитель Администрации Главы Чувашской Республики Юрий Васильев, председатель комитета по социальной политике и национальным вопросам Госсовета Чувашии Пётр Краснов, и.о. министра культуры, по делам национальностей и архивного дела Константин Яковлев, представители Национального конгресса Чувашии - Николай Угаслов, Пётр Ивантаев, Валерий Клементьев, академик Лев Кураков. Каждый из них отмечал особый характер поэта, его открытость и честность. Выступающие от всей души благодарили поэта за огромный вклад в развитие чувашской культуры, духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, укрепление межнациональных отношений и активную жизненную позицию.

Особым гостем праздника стал большой друг Валерия Тургая и всей нашей республики, народный поэт Татарстана Ренат Харис. «Валерий Тургай всегда высоко и ярко представляет чувашский народ. Поэт – это заместитель народа своего. Это тот человек, который готовит правильные решения босса. Над ним стоит его собственный народ. Туркай – заместитель, который имеет право критиковать своё начальство. Он критикует любя, всем сердцем болея за свой народ», - поделился своими мыслями Ренат Магсумович.

Известные чувашские писатели и поэты Юрий Семендер, Виталий Станьял, Раиса Сарби, Улькка Эльмен, Николай Григорьев, Любовь Фёдорова и многие другие также пришли поздравить своего друга и коллегу, пожелали ему больших творческих успехов, новых шедевров, вдохновения и сил.

А как проникновенно читали стихи Валерия Тургая школьники Норусовской школы Вурнарского района, лицея № 44 г. Чебоксары, ученик Новочурашевской СОШ Ибресинского района Илья Шибаев! Замечательным подарком для собравшихся стали яркие выступления ансамбля татарской песни «Ялкын». Более подробно с жизнью и творчеством нашего поэта познакомила выставка, подготовленная сотрудниками Национальной библиотеки и Музея им. М. Сеспеля, на которой были представлены книги, фотоматериалы, документы, письма.

Ольга Тимофеева

ПУЧИНКЕ ШКУЛĔ ВĂЙЙА ТУХРĔ

17.05.2016 13:12
ПУЧИНКЕ ШКУЛĔ ВĂЙЙА ТУХРĔ

Йĕпреç районĕн Пучинке ялĕнче Ĕç çынни çулталăкне халалланă «Чăваш вăййи» уяв иртрĕ. Симĕс çеремлĕ вăйă лапамне Пучинке шкулĕн ачисемпе вĕрентекенĕсем, ял хĕрарăмĕсен канашĕн хастарĕсем, ял тăрăхĕн пуçлăхĕ Николай Федоров, ЧНКан Йĕпреç районĕнчи уйрăмĕн ертÿçи Владимир Марушев пухăнчĕç. Шупашкартан уява «Чăваш наци конгресĕ» регионсен хушшинчи общество организацийĕн вĕренÿпе ăслăлăх комитечĕн ертÿçи Геронтий Никифоров тата комитет пайташĕсем Юлия Анисимова, Евгений Майков, Альбина Ишова килсе çитрĕç.

Хăнасене кăтартма лапамра шкул çумĕнчи ÿнер шкулне çÿрекен ачасен пултарулăх ĕçĕсен тата чăваш халăхĕн апат-çимĕçĕ куравĕсене йĕркеленĕ. Шкул ачисем тĕрлĕ ал ĕçĕ ăсталама пĕлнине курса тĕлĕнтĕмĕр, ачасемпе ял хĕрарăмĕсем тутлă апат-çимĕç пĕçерме тата хатĕрлеме пултарнине астивсе-тутанса пĕлтĕмĕр. Шкул музейĕнче ял халăх пурнăçне, шкул çитĕнĕвĕсене тата «Красный партизан» колхоз ĕçне-хĕлне кăтартакан материалсемпе паллашрăмăр.

Кăçалхи вĕренÿ çулĕнче Пучинке шкулĕ «Чăвашлăха аталантаракан чи лайăх шкул» республика конкурсне хутшăнать. Шкул чăвашлăха тытса пырас енĕпе районта çеç мар, республикăра та палăрса тăрать. Чăваш чĕлхипе литератури вĕрентекенсем Людмила Клементьевăпа Елизавета Михайлова маттур ĕçлеççĕ кунта. Музыка вĕрентекен, «Шăнкăрав» фольклор ушкăн ертÿçи Лилия Иванова тата воспитани енĕпе ĕçлекен директор çумĕ Алина Максимова та вĕсемпе пĕрле чăваш вăййине çулсерен çуркунне ирттерме хастар хутшăнаççĕ. Чăвашлăха аталантарас тĕлĕшпе тава тивĕçлĕ ĕçсем тунăшăн вĕсем ЧНК Хисеп хутне илме тивĕçлĕ пулчĕç.

Пучинке ял уявĕн илемĕ вăйă карти пулчĕ. Чăваш тумлă шкул ачисемпе вĕрентекенсем, ял хĕрарăмĕсен канашĕн хастарĕсем, ЧНК пайташĕсем алла-аллăн тытăнса вăйă карти туса юрла пуçларĕç. Вĕсем кĕлеткене тÿррĕн тытса, карталанса юрла-юрла танлă утрĕç. Пысăк вăйă карти тикĕссĕн те хуллен шурĕ. Вăл калама çук илемлĕ курăнчĕ. «Илемлĕ, илемлĕ...» юрра вара уйрăмах пурте килĕштерсе юрларĕç. Шкул ачисемпе пĕрле аслисем вăйă картинче юрласа çаврăнни уява илем кÿчĕ.

Уявра юрă, ташă, вăйă, шÿт, такмак тата ытти пĕр-пĕринпе черетленсе пычĕç. Аслă классенче вĕренекенсем хăйсен пултарулăхне кăтартрĕç. Вĕренÿри маттурлăх вăй-хал вăййинче лайăх курăнчĕ, ăмăртура кулса-шÿтлесе выляни шкул ачисен туслăхĕ çирĕп пулнине кăтартрĕ. Хаваслă вăйă-кулăра ачасен чысĕ, тирпейлĕхĕ, тĕрлĕ енлĕ ăсталăхĕ курăнса тăчĕ.

Шкул ачисен вăййипе ăс-хакăлне курни-пĕлни пире тĕлĕнтерчĕ те, савăнтарчĕ те. Çепĕç те савăк юрă-кĕвĕ, илемлĕ ташă-çемĕ, янăравлă сăвă-такмак, хаваслă вăйă-кулă – çаксем пурте чăваш халăхĕн сывă пурнăç йĕркине, чун-чĕрин илемне, кăмăл-туйăмне кăтартакан ăc-хакăл пуянлăхĕ пулнине тата ырă йăла-йĕркин тымарĕ татăлманнине кăтартрĕç.

Геронтий НИКИФОРОВ, Юлия АНИСИМОВА

ЧНК президиумĕн пайташĕсем

@Чӑваш наци конгресӗ

Страницăсем: 1 ... 37, 38, 39, 40, 41, [42], 43, 44, 45, 46, 47, ... 49