Чăваш таврапӗлӳҫисен пӗрлӗхӗ

Союз чувашских краеведов

Чăвашла Русский

Шупашкарта пĕтĕм чăвашсен иккĕмĕш "Асам" кинофестивалĕ пулать

27.09.2016 13:52
Шупашкарта пĕтĕм чăвашсен иккĕмĕш "Асам" кинофестивалĕ пулать

Ку конкурса Чăваш Республикин кинематографисчĕсен пĕрлешĕвĕ, Культура, национальноçсен ĕçĕсен тата архив ĕçĕн министерстерстви тата Чăваш наци конгресĕ пуçарса янă.

Кинофестиваль тĕллевĕ:

-чăваш киноискусствин анинче тăрăшакан режиссерсене, операторсене, сценари çыракансене хавхалантарасси;

-пултаруллă режиссерсене, сценаристсене, операторсене, композиторсене, монтаж тăвакансене, художниксемпе артистсене палăртасси;

-халăха чăваш киноискусствинчи чи лайăх ĕçсемпе паллаштарасси;

-хамăр культурăна, чĕлхене, йăла-йĕркене пуянлатасси;

-киноискусствăри ырă çĕнĕлĕхсене асăрхасси, вĕсене вĕренесси;

- чăваш киноискусстви анинче тăрăшакансен ăсталăхне ÿстересси.

Кинофестиваль конкурс программине кĕске тата тулли метражлă илемлĕ, документаллă, анимациллĕ фильмсене йышăнаççĕ. Вĕсене 14 номинаципе хаклаççĕ.

"Чăваш киноискусствине аталантарас ĕçре пысăк тÿпе хунăшăн" ятлă уйрăм номинаци те çирĕплетнĕ. Конкурсри чи лайăх ĕçе вара Гран При парĕç.

Чăваш киноне юратакансем валли конкурса хутшăнакан фильмсемсĕр пуçне ытти ĕçсене те кăтартĕç.

"Асам" кинофестивальте пултарулăх тĕлпулăвĕсем, çавра сĕтелсем, маçтăр-классем те пулĕç.

Кинофестивале тăратнă фильмсене чăваш наци библиотекинче, электронлă тата кинодокументсен патшалăх архивĕнче тÿлевсĕрех кăтартĕç.

Йĕркелÿ ĕçĕсем халĕ хĕрсе пыраççĕ.

ЧНК пресс-службин ертÿçи, чăваш кинематографисчĕсен пĕрлешĕвĕн пайташĕ Зоя Яковлева.

Батыревские впечатления (из путевого дневника)

26.09.2016 08:30
Батыревские впечатления (из путевого дневника)

24 сентября 2016. Старое Ахпердино. Выездное заседание Чувашской народной академии наук и искусств в Тойсинской средней школе Батыревского района ЧР.

Радость воспоминаний.

Путь лежал неблизкий, и было время послушать соседа историка Алексея Симулина, вдохновенно поведавшем о трех летних походах академии по чувашских местам вверх по Волге и по суваро-булгарским городам Биляр, Сувар, Булгар, Меречень, о незабываемых встречах в славных деревнях Майна, Савруши, Аксубай... Все те места еще полвека назад со студентами, членами литературно-научного объединения студентов «Сильзюнат» мы не раз пешком и с рюкзаками на плечах обшаривали в поисках народного творчества. По вечерам давали концерты или спектакли. «А знаете, - говорит Алексей Михайлович, - счастливый вы человек, вас там помнят, приветы передали». И сообщает, что на душе светлее от хороших воспоминаний.

Под качанье автобуса мне тоже есть что вспоминать. Экскурсионный экспресс академии проехал по в тем достопримечательностям, куда мы в юности прокладывали тропинки по лугам и долам. В Бюрганах пустой дом Юркина разваливался, в Суваре законсервированное городище лежало большим пастбищным. В Сувар и Биляр сейчас ведут асфальтированные дороги, родник Валемя хози в граните, на Девичью гору поднимается ажурная лестница и гостиница туриндустрии с автопарковкой, наверное, дороже чем в Булгаре... А ведь тогда к роднику пробивались через пионерский лагерь по реке и болотам, и никакого паломничества у святого источника еще не было.

...Храню полевые дневники тех лет. Один из них вел студент Пе-Му, администратор и режиссер студенческого театра «Вутчуль». Пе-Му, ныне известный педагог Петр Мулюков, несколько десятков лет проработавший заместителем и директором Тойсинской школы. Надеюсь встретиться с ним и с другими его сверстниками-сильзюнатцами и поговорить о сегодняшних заботах школьных чувашеведов.

Праздник встречи.

На улице Старого Ахпердина проводится необычное мероприятие. Перед домом краеведа-философа, члена народной академии Валерия Салмина большущий шурум-бурум: не то базар, не то митинг, почти что свадьба, но никак не традиционный день рождения – народу много, объятия и речи, песни и музыка звучат во всю Ивановскую. Василию Ивановичу 70 лет. Ему цветы, ему грамоты прямо у ворот. Неугомонный и молниеподобный юбиляр произносит философский трактат. Мне издалека вникать в речи трудно, потому фотографирую общую картину. Тут разом появляются Петр Мулюков, Маша Телегина (Табакова) и другие учительницы – будто встреча по заказу!- и мы за палисадником незаметно втягиваемся в «малую летучку» по проблемам преподавания в школе чувашского языка, литературы и культуры. Шустрый юбиляр моментально перехватывает нашу летучку и тащит меня к стенке – держи свое слово, брат, раз приехал!

Чтоб избежать наказания от гостеприимного хозяина, ищу защиту и говорю, что я тут не один, у меня против него еще много других знакомых. Начинаю перечислять тех, с кем учился вместе со студенческих лет – полковника Василия Мышкина, поэта и педагога Виталия Чекушкина. Но их уже с нами нет. Приходится надеяться на бывших сильзюнатцев - писателей Арсения Тарасова, Палюка Длинного, Марину Карягину, ученого-этнолога Антона Салмина, педагогов Валентину Карягину, Иру Кошкину, Галину Логунову, журналистов Марию Пыркину, Альбину Егорову, Михаила Арланова... На худой конец готов был обратиться к родственникам по линии кугамая - к бывшему знатному бригадиру Сьумкка Васильеву из Вудояла и прикрыться именем Героя Соцтруда Василия Никитина. Но этого не понадобилось. Тут для длинных речей не место – надо юбиляру медали нацепить, подарки поднести и непременно осмотреть его музей-архив. Мне приходилось посещать частные (домашние) музеи в республике (скажем, музей авиации Ишакского летчика А.Н.Миронова) и в диаспоре (музей печати татарстанца В.Е.Симакова). Музей–архив педагога-философа Валентина Ивановича Салмина не похож на другие и в нем всего полно из его интеллектуального мира - сразу все и не разберешь! Нашему Союзу краеведов как-то раз надо бы провести смотр таких музеев и поднять их статус как личных архивов и миницентров для духовного развития сельского населения.

Прославили в памятнике, музее и книгах... Знаменитый колхоз «Гвардеец» оставил добрую память на долгие годы. Памятник защитникам Отечества, оригинальный и торжественно-величавый, сооружен колхозом, как объясняют нам местные краеведы, в 1975 году. Он и сейчас аккуратен, чист и смотрится со всех сторон привлекательно. Видно, что тойсинцы ухаживают за ним не от праздника к празднику.

Богат сельский музей, расположенный в отдельном здании на территории средней школы. Буреломные перестроечные годы наложили на музей свой пыльный отпечаток, но школа оказалась молодчиной и сохранила его в целостности. В плане – косметический ремонт здания, обновление стендов. Денег, как всегда, нет, а дураки у нас находятся на подбор один другого хлеще. Выбросили же единственную подшивку колхозной газеты «Гвардеец» на свалку. Как будто подшивке в библиотеке или в музее места не хватило и она ежедневно хлеба просила...

Давным-давно, в 1958 году, мы, сокурсники Геннадия Перепелкина, были в гостях у его отца Героя Соцтруда Иллариона Евдокимовича. Заодно посетили школу. В то время в ней полно было зрительного чувашского текста. Теперь в Тойсинской средней школе родное слово осталось лишь в библиотеке и в стенной газете литературного кружка. Кто запрещает нам пользоваться родным словом? Министерство? Законы? Почти повсеместно так. Национальное нафиговство, наверное, мешает.

На этом фоне издание книги народных академиков Александра Салмина и ее дочери Алевтины Павловой «Их имена прославили деревню Ахпӳрт» кажется героическим подвигом. Она у них не первая. Но эта – академически выверенная, содержательная, с полным научным аппаратом. На презентации выступили многие, а вел ее президент академии Евстафий Ерагин, ему помогал ученый секретарь Иван Дубанов.

Молодцы батыревцы. Районная энциклопедия у них в двух томах, истории сел и деревень выходят на радость. И живут они славно! Аккуратные участки (мы, кроме как у Валентина Салмина, побывали в хозяйствах у Александра Салмина и Федора Карягина), уютные дома с евростандартным благоустройством. Дворы небольшие, обложены фигурными плитами...

Кажется, что в деревне у многих так. Мне в глаза это благоустройство брослось особо, потому что в моей вирьялской стороне такие удобства на крестьянских улицах только у нескольких владельцев, и то – у городских крутых, приезжих...

На кургане памяти.

В Батыревском районе курганов, городищ, древних могильников более сотни. По пути из Ахпердина в Батырево расположены Новоахпердинские, Староахпердинские и Батыревские могильники, курганы, городища, селища (улёп тёпри: киремет т.мески, Тёври т.меске: +умил т.мме)? Члены выездного заседания ЧНАНИ с интересом осмотрели один из курганов вдоль Буинского тракта, послушали рассказы краеведов - кандидата наук Федора Карягина, старейшины деревни педагога Александра Павлова и других. На кургане эптер Ежендей и мучавар Алсимул провели традиционный ритуал памяти в честь древних предков Прибулинского края и просили батыревцев хранить исторические следы прошлых эпох.

Памятно, празднично, насыщенно прошла поездка на Булу-реку. Спасибо славным людям благодатной Батыревской земли.

Виталий Станьял

Фотографии в альбоме "Старое Ахпердино. 24 сентября 2016 г."

Приглашаем к участию в ежегодных Петровских чтениях

24.09.2016 11:15
Приглашаем к участию в ежегодных Петровских чтениях

5 октября 2016 года в Чувашском национальном музее состоятся ХV межрегиональные краеведческие Петровские чтения.

Петровские чтения, проходящие в Чувашском национальном музее с 2001 года, традиционно собирают краеведов, историков, исследователей культуры нашего края. Они приурочены ко дню рождения Михаила Петровича Петрова-Тинехпи (1877-1938), основателя Центрального чувашского музея и Общества изучения местного края.

Круг обсуждаемых на конференции вопросов очень широкий: затрагиваются вопросы музейного дела, образования, истории, освещаются малоизвестные факты биографии известных людей.

По итогам конференции будет издан альманах Чувашского национального музея «Люди. События. Факты».

Приглашаем к сотрудничеству музейных и библиотечных работников, педагогов и краеведов. Заявки на участие принимаются до 25 сентября 2015 года на электронный адрес chnm4@cap.ru.

Телефон: 62-41-24

Национальные традиции в культуре народов Поволжья

19.09.2016 14:36
Национальные традиции в культуре народов Поволжья

23 сентября в Национальной библиотеке Чувашской Республики пройдет Межрегиональная научно-практическая конференция «Национальные традиции в культуре народов Поволжья». Конференция проводится в рамках реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации при поддержке Федерального агентства по делам национальностей, Министерства культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики. Цель мероприятия - укрепление единства российской нации через гармонизацию межэтнических отношений и развитие национальных культур.

Конференция предполагает защиту авторских и коллективных докладов, проектов, программ, реализованных и реализующихся в 2015-2016 гг. и раскрывающих ее тематику.

К участию в ней приглашаются молодые кандидаты наук, аспиранты, соискатели научных степеней, творческая молодежь в возрасте до 35 лет, студенты всех курсов, а также школьники старших классов ПФО. Экспертами Конференции выступят научные работники, ведущие специалисты культуры и образования, представители органов власти регионов Поволжья.

Научная программа Конференции включает в себя проведение пленарного заседания и трех секций: «Современная культура и традиции народов Поволжья»; «Этнокультурные доминанты в современной системе образования»; «Учреждения культуры как центры сохранения национальных традиций народов Поволжья». Призовой фонд каждой секции составляет 15 тыс. рублей.

По материалам конференции планируется издание сборника докладов. Начало конференции в 11.00.

Большой этнографический диктант

19.09.2016 08:34
Большой этнографический диктант

Всероссийская акция «Большой этнографический диктант» пройдет в каждом субъекте Российской Федерации 4 октября 2016 года.

Участниками диктанта может стать любой желающий, владеющий русским языком, независимо от образования, социальной принадлежности, вероисповедания и гражданства в возрасте от 15 лет.

Диктант позволит оценить уровень этнографической грамотности населения, их знания о народах, проживающих в России и привлечет внимание к этнографии как науке, занимающей важное место в гармонизации межэтнических отношений.

Задания диктанта будут состоять из 30 вопросов. Участникам выдадут одинаковые по уровню сложности тестовые задания, которые будут состоять из двух частей: федеральных и региональных вопросов. Выполнить их нужно будет за определенное время. Общая сумма баллов, которые можно набрать за выполнение всех заданий – 100.

Для тех, кто по каким-либо причинам не сможет проверить свои знания на региональных площадках, на сайте Большого этнографического диктанта www.miretno.ru будет организовано онлайн-тестирование, которое начнется в 13:00 по московскому времени.

В России масштабная акция проводится впервые.

Результаты диктанта, правильные ответы на задания и разбор типичных ошибок будут опубликованы на сайте www.miretno.ru 4 ноября 2016 года. По результатам всероссийской проверки знаний, в регионах будут сформулированы рекомендации по внесению изменений в учебные программы по этнографии.

Подробную информацию о всероссийской акции «Большой этнографический диктант» можно узнать на сайте: www.miretno.ru.

Места проведения, площадки:

1. Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова, г. Чебоксары, ул. Университетская, 38, ауд. II-04, II-05 (координатор - Егорова О.В., тел.: 8 917 6517475);

2. Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, г. Чебоксары, Президентский б-р, 19А, ауд. 401 (координатор - Скворцова А.А., тел.: 62-61-49);

3. Национальная библиотека Чувашской Республики, г. Чебоксары, пр. Ленина, д. 15, (координатор - Соловьева Г.П., тел.: 62-08-21);

4. Музей чувашской вышивки, г. Чебоксары, ул. К. Маркса, 32, (координатор -Недвигина С.В., тел.: 62-03-44);

5. Канашский педагогический колледж, г. Канаш, ул. Комсомольская, 33, конференц-зал (координатор - Косолапов Г.И., тел.: (83533) 2 -12-10);

6. Новочебоксарский химико-механический техникум, г. Новочебоксарск, ул. Ж. Крутовой, 2 (координатор - Пристова Е.Ю., тел.: 73-75-41);

7. Алатырский технологический колледж, г. Алатырь, ул. Ленина, 13, ауд. 27 (координатор - Аладьева И.Н., тел.: (83531) 2-61-50).

ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ ЧУДЕСНЫЕ

13.09.2016 08:24
ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ ЧУДЕСНЫЕ

Вроде бы встреча учащихся и учителей с воспитанниками прежних лет не может вызывать особо интереса, но встреча Анат-Кинярской средней школе Чебоксарского района оказалась незаурядной. Эта старинная школа работает с 1850 года, а встреча была посвящена 60-летию первого выпуска10 класса в 1956 году. Заодно отметили большой юбилей учителя химии и биологии тех лет Игоря Крысина. В отличие от многих наших учителей, Игорь Гаврилович в преддверии своего 90-летия выглядит молодцом и активно трудоспособным. Лично в его адрес и родной школы из Саранска профессор Вениамин Пигачев прислал теплое поздравление, а его однокашник из Вятки профессор Валерий Смирнов приехал с подарками и со своей философской книгой про апории Зенона.

Молодыми уходили мы из школы с аттестатами зрелости, а теперь у всех внуки и правнуки стоят на торжественной линейке. И здание школы другое, учителя и дети другие.

Идея встречи, как и раньше, исходила от Совета воспитанников школы, от его председателя инженера Бронислава Андриянова и секретаря совета учительницы-пенсионерки Галины Александровой. Школа во главе ее нового директора Татьяны Михайловны Майоровой и главы Вурман-Сюктерской поселенческой администрации Олега Анисимовича Ерманова встретила своих давнишних знакомых и незнакомых учеников с особым радушием.

Конечно, в такой торжественной встрече было много хороших слов и подарков, воспоминаний о школьных и трудовых годах, фотостендов и электронных сюжетов и все еще не затерявшихся далеких песен.

Пользователям сайта Союза чувашских краеведов предлагаю посмотреть в рубрике «Сăнсем» несколько фотоснимков со встречи выпускников Анат-Кинярской средней школы.

Виталий Станьял

Генеалогический клуб "Истоки" приглашает

12.09.2016 19:28
Генеалогический клуб "Истоки" приглашает

Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая «малая Родина». Ответить на эти вопросы, правильно собрать и сгруппировать материал вам поможет Генеалогия. В переводе с греческого genealogia — это родословная, изучающая происхождение и родственные связи исторических лиц, родов, фамилий.

17 сентября в Национальной библиотеке состоится первое в этом сезоне занятие историко-генеалогического клуба "Истоки". В программе:

1. Презентация книги «Генеалогическое древо рода Ивановских», автором которой является Валерий Ивановский.

За недолгое время, что посвятил себя краеведению, Валерий Ивановский опубликовал 6 книг: духтомник «Чувашский народный календарь» (2011), «Терапия: перечень терапевтических терминов в мире медицины» (2013), "Сундырский край. Годы, события, люди» (2015), «Малосундырская сторона. Годы, события, люди» (2015).

Награжден дипломами им. М. П. Тинехпи. А также имеет звания «Заслуженный деятель чувашской этнокультуры», «Народный академик» за активную журналистскую деятельность, освещения вопросов краеведения, национальной культуры и искусства.

В новой книге можно узнать не только родословную автора, но и научно-методические рекомендации, которые могут помочь начинающим исследователям.

2. Обмен опытом, консультация новичков и т.д.

Начало в 10.00. Приглашаем всех!

ЧУВАШСКАЯ ПУШКИНИАНА: «ВСЁ ХОДИМ ПО ЦЕПИ КРУГОМ...».

09.09.2016 12:25
ЧУВАШСКАЯ ПУШКИНИАНА: «ВСЁ ХОДИМ ПО ЦЕПИ КРУГОМ...».

По пути в Оренбург через Казань Александр Сергеевич Пушкин остановился на ночь с 3 по 4 сентября 1833 года в чувашской деревне Малый Сундырь. Именно этот случай, один из бесчисленных в истории перевалочного поселения, сохранился в памяти народа до наших дней. Местные краеведы в одиночку пытаются восстановить Музей дороги пушкинской поры.

В Малом Сундыре давно стало доброй традицией отмечать культурными мероприятиями День пребывания Пушкина в Чувашском крае и юбилейные пушкинские даты. Открытые уроки и конкурсы чтецов, защита рефератов и тематические сочинения, литературные часы и встречи с поэтами, агадуи и походы по памятным местам – увы, все это великолепие из года в год осуществляется в масштабе маленьком, местном. А надо бы, памятуя доброе отношение великого поэта к чувашам, превратить историческое событие в республиканский праздник пушкинской поэзии.

В старину здесь, на автомагистрали М-7 «Волга» (630 км), на участке государева тракта от Санкт-Петербурга до якутского Вилюйска славилась станция Старая или Старый Сундырь. Это была первая станция на чувашской земле после марийских деревень Емангаши и Виловатый Враг. Она стала главенствовать, затмив козьмодемьянских и чебоксарских ямщиков, когда однажды Погоди хозя у императорского фельдъегеря выиграл пари на сто отборных коней.

Сегодня, конечно же, нет никакой почтово-ямской станции, и деревня называется не Старый, а Малый Сундырь Чебоксарского района. Но, как и прежде, это красивый приволжский населенный пункт у истока реки Покшаш (приток Онги и Цивиля), чудесный уголок в объятиях зеленых лесов и синих прудов. На месте пожарной каланчи, дома начальника станции, флигеля смотрителя и постоялого двора ныне высится трехэтажное здание Анат-Кинярской средней школы. Там, где стояли ямщицкая и конюшни, коновязи и сеновалы, шорня, кузница, амбары, склады, харчевня и кабак, тянется улица Станекки, а на фундаменте арестантской этапной тюрьмы расположены хозяйства фронтовика Симона Урдемея и совсем опустившийся каркас дома последнего ямщика станции Мирона Мучи.

В середине прошлого века почти столетний Мирон Мучи прекрасно помнил многих знатных путешественников и живописно пересказывал байки своего деда – преуспевающего хозяина конного двора. Вспоминал и о «народном царе» Емельяне Пугачеве, и о «великом поэте Пушке», с которым домашнее пиво пил шустрый ямщик Хведи Пигачев, сблизившийся с симбирским поэтом и переводчиком, другом Пушкина Дмитрием Ознобишиным. Это он, деревенский импровизатор, удалой лихач-заводила Хведи Чуваш, угощал дорогих гостей медовым шербетом. Говорят, что Пигачи (их в деревне и сейчас немало) при жизни Хведи всегда отмечали эту дату.

Побывало на этой станции неисчислимое количество людей – от царей до мужиков. Пешие арестанты по Березовому большаку днем и ночью, в дождь и снег звенели кандалами. По подорожному листу генералам выдавали по двадцать лошадей, титулярному советнику Пушкину полагалась тройка, а арестованным революционерам оставались лишь приклады, нагайки да окрики.

Чины чинами, но что они значат на весах времени и в памяти народа? В деревне с любовью рассказывают легенды про Пушкина и Бичурина, с вниманием перечитывают их книги и стихи. Включая в свои произведения представителей разных народов – башкир, татар, чувашей, черкесов, калмыков, финнов, тунгусов (эвенков) и многих других, Пушкин не сомневался, что будет почитаем этими народами. И правильно делал: свой нерукотворный памятник поэт сотворил на многие века.

В окрестностях древнего стана Старый Сундырь сохранились названия, напоминающие о событиях былых времен: гора Чорабатора, поле богатыря Чеменя и родник Валема хози от XVIII века, урочище Яклага Юман от отрядов Ивана Грозного, Царский дуб, названный в честь пребывания Петра Первого, Белый мост на месте обеда Екатерины Второй, Царский мост от Павла Первого, Казематное поле (теперь на этом поле новая улица Пуянкасси), Казачий луг да Солдатская улица. В школьном архиве сохранилась запись рассказа о посещении деревни Илейкой Муромцем.

Много лет назад, при директоре Евстафии Елькине, в школе действовал богатый краеведческий музей. Пушкинский кружок, которым руководила воевавшая в годы Великой Отечественной на пушкиногорской Псковщине учительница Елена Улеева, ставил концерты со сценами из поэм «Цыгане» и «Бахчисарайский фонтан». Сейчас новый директор школы Татьяна Майорова принялась возрождать добрые традиции старинной школы, а председатель Союза чувашских краеведов Сергей Сорокин начал восстанавливать Музей дороги пушкинской поры. «Давно бы так! Критики у нас, чувашей, не существует... о поединке и смех и грех было и думать...» (Из письма Пушкина Вяземскому от 7 июня 1824 года).

Еще когда в деревне справно работала кузница дедушки Василия Зверева, когда в колхозной конюшне были все виды гужевого транспорта и конной сбруи, энтузиасты деревни подняли вопрос о создании сельского музея ямского быта, и даже появилось решение районного совета включить его в культурную программу. К несчастью, от перестроечных лет толка не вышло. Теперь уже ничего не осталось от шорни и кузницы, потерялась треуголка смотрителя, нет величавой кареты Погоди хози и почтовой кибитки. Возможно, в деревне найдется пара валдайских колокольчиков, бубенцов и что-нибудь из конской упряжи у местного краеведа Чаптая Эльменя. Но почтового рожка и дорожного сундучка, пожалуй, не найти никогда. Если только помогут музеи Выры, Торжка, Нижнего Новгорода, Казани...

Союз чувашских краеведов во второй раз и с полной серьезностью взялся за обустройство исторического центра деревни Малый Сундырь. Восстановлено городище «Чемень карди» с четырьмя башнями в честь Аттилы, Кубрата, Чорабатора, Алмуша. Собрана довольно богатая краеведческая библиотека. Сейчас местные энтузиасты ищут и обсуждают имена для составления мемориальной доски для Центра краеведения и туризма:

«Здесь, на бывшей почтово-ямской станции Старый Сундырь, останавливались:

ЦАРИ И ГУБЕРНАТОРЫ

Петр Первый

Екатерина Вторая

Павел Первый

Татищев

Пестель

ПИСАТЕЛИ

Герцен

Державин

Пушкин

Жуковский

Баратынский

Лажечников

Некрасов

Толстой

Мельников-Печерский

Боборыкин

Каменев

Фукс (Апехтина)

Чириков

ИССЛЕДОВАТЕЛИ

Паллас

Страленберг

Герберштейн

Месарош

Михкель Веске

Бичурин

Яндуш

Фукс

Лобачевский

ССЫЛЬНЫЕ ДЕКАБРИСТЫ

Бестужевы

Мусин-Пушкин

Пущин...»

На тему «Пушкин и народы Поволжья», «Пушкин и чуваши» исписана гора статей и книг. Нет года, чтобы чувашские газеты и журналы не напечатали бы Пушкина и о Пушкине. Правда, в краеведческом плане из статьи в статью кочуют одни и те же ошибки. Например, Старый Сундырь относят к Татаркасам (что ныне в Моргаушском районе) и заставляют поэта «ночевать» в Чебоксарах, хотя он там не задержался и лишь поменял лошадей. Как в знаменитой сказке Пушкина, наши ученые все ходят вокруг да около «золотой цепи» великого русского поэта, бесполезно пытаясь обогатить чувашскую пушкиниану.

В недавнем прошлом пушкинские классы, уголки и музеи стабильно работали в чебоксарской средней школе № 16, в Шумерлинском, Порецком, Алатырском, Марпосадском и других районах Чувашии – теперь о них ни слова не слышно. Собирались поставить памятник поэту в Чебоксарах, да так и не получилось. Кажется, не в нынешние времена суждено Чувашии построить центр пушкиноведения и богатой истории легендарного Березового тракта – чувашской части Сибирского царского почтово-арестантского тракта Российской империи.

Виталий Станьял

9 мест в Чувашии, которые должен увидеть каждый ее житель

07.09.2016 11:43
9 мест в Чувашии, которые должен увидеть каждый ее житель

В середине июля в Чувашии проходил блог-тур «По следам Пушкина». Его участники за пять дней проехали около 1000 км, посетили 18 районов и 8 городов Чувашии. Таким образом они повторили маршрут Пушкина, который приезжал в Чувашию за материалами о пугачевском восстании для романа «Капитанская дочка».

По итогам блог-тура «По следам Пушкина» его организатор Андрей Федоров составил перечень 9 красивых и знаменательных мест, которые непременно должен посетить каждый житель республики.

1. МОКРИНСКИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ МОСТ

Железобетонная конструкция потрясает своей монументальностью. По некоторым данным, длина моста составляет 400 м, ширина – 4 м, высота – 20 м. Подобных мостов в России не так уж и много. Объект официально включен в список памятников истории и культуры Канашского района Чувашской Республики. Мост не функционирует с 1986 года – движение по нему закрыто, рельсовый путь разобран. Раньше он использовался как перегон между железнодорожными станциями Мокры и Ачакс.

С мостом связано несколько легенд. Первая легенда гласит, что мост пыталась разбомбить немецкая авиация, но не смогла найти его. Другая – гласит о том, что мост был построен еще до Первой мировой войной.

Под мостом находится родник и купель. Сейчас это излюбленное место роуп-джамперов.

2. ГОСУДАРЕВА ГОРА

Государева гора была названа так в честь посещения её Екатериной Великой, очарованной прекрасными видами на приволжские ландшафты. Произошло это в 1763 году, когда по пути в Казань императрица навестила Сундырь. В её честь местная знать устроила обед на горе, которую потом так и назвали Государевой. У её подножия множество родников с целебной водой. Это одна из главных достопримечательностей города и любимое место отдыха горожан. Весь Мариинский Посад и заволжские берега, как на ладони. В 1768 году была заложена Екатерининская дубовая роща, сохранившаяся до сих пор.

3. МЫС «ПТИЧИЙ ПОЛЕТ»

В пяти километрах от города Козловка находится деревня Новородионовка. С высокого берега (в народе называется «Птичий полет») открываются шикарные виды.

«Птичий полет» – одна из самых высоких точек от уровня реки Волги в Чувашии (более 87 метров). Это просто безумно красивое место! Внизу расстилаются старое русло Волги и устье реки Аниш, образующие сразу несколько островов, заливные луга и так называемый Казанский затон. Местные жители отмечают тут и свадьбы, и призывы, и последние звонки.

4. ТУРИСТИЧЕСКАЯ БАЗА «ПТИЧИЙ ПОЛЕТ»

Это частная туристическая база, все домики здесь построены в виде монгольских юрт. Из удобств – туалет и электричество. Стоит такое удовольствие 500 рублей за одно койко-место в сутки. Развлечений здесь пока мало, но уже имеется детская игровая площадка. Уверен, что база будет развиваться, и в скором времени можно будет приехать сюда на выходные всей семьей. Владельцы базы занимаются обустройством пляжа, в перспективе планируют построить горнолыжный курорт.

5. ГОСТЕВОЙ ДОМ-МУЗЕЙ «ДОМ, ГДЕ ВАС ЖДУТ»

С виду обычный деревенский дом, но внутри это настоящий музей. На первом этаже живут сами хозяева, семья Даньковых, а на втором устроены гостевые комнаты. Хозяева не только готовят жилые комнаты для проживания туристов, но и воссоздают там элементы быта чувашской деревни прошлых веков. Туристы могут приобщиться к традиционной культуре земледелия, выращивания овощей и ягод на грядках приусадебного хозяйства гостевого домика, принять участие в утренней и вечерней дойке.

Хозяйка дома и ее помощники встречают гостей в национальных костюмах, можно увидеть посиделки в чувашской избе, послушать чувашские народные песни и поиграть в игры.

Находится гостевой дом в деревне Тогаево, в двадцати километрах от города Мариинский Посад.

6. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРК «ЧӐВАШ ВӐРМАНӖ»

Это уникальный природный комплекс, являющийся средоточием самых разнообразных памятников природы – от биологических до исторических. Экологический туризм как метод экологического просвещения – одно из ведущих направлений деятельности национального парка. Для отдыхающих разработаны 8 пеших туристических экскурсионных маршрутов, общей протяженностью 93 км, позволяющих в наибольшей степени насладиться красотой природы. Маршруты оборудованы информационными стендами, позволяющие по-новому увидеть и осознать окружающий мир.

Национальный парк находится в 17 км от села Шемурша.

7. ИБРЕСИНСКИЙ ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ – МУЗЕЙ-ЭТНОПАРК

В музее числятся более 4 тысяч подлинных музейных предметов. Общая площадь музея: 1,5 га. В экспозициях музея посетители смогут ознакомиться с памятниками природы, архитектуры, истории, материальной и духовной культуры чувашского и других народов, проживающих в республике. В художественной галерее представлены работы местных художников. Входная плата музейного комплекса для взрослых составляет 100 рублей.

Единственный в Чувашской Республике этнографический музей находится в поселке Ибреси находится по адресу ул.Комсомольская, д.31.

8. СВЯТО-ТРОИЦКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ, Г. АЛАТЫРЬ

Свято-Троицкий Алатырский мужской монастырь был основан, согласно преданиям, в XVI веке (1584 год) по повелению царя Иоанна IV и построен за счет Алатырского посада и Государевой казны. Монастырь знаменит чудотворной Ключевской Казанской иконой Божией Матери и чудесами от гробницы алатырского подвижника схимонаха Вассиана. За прошедшие годы в монастыре восстановлено и построено заново 7 храмов – храм Пресвятой Троицы, храм Покрова Пресвятой Богородицы, храм Казанской иконы Божией Матери, храм преподобного Сергия игумена Радонежского, храм преподобного Серафима Саровского, храм апостола Варнавы, а также храм преподобного Вассиана в заново построенной колокольне.

Общая высота колокольни от уровня земли до основания креста составляет 81,6 метра. Размер колокольни позволяют видеть её шпиль и слышать звон её колоколов, из которых особо выделяется 18-тонный колокол, практически в любом месте старинного города.

9. ХРАМ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ, С.АКУЛЕВО

Храм строился в течение четырех лет с 1817 по 1821 г.г. на средства прихожан по просьбе крещеных местных чуваш. Храм относится к памятникам культуры и архитектуры Республиканского значения. В храме Успения Пресвятой Богородицы служил отец Никиты Бичурина. Каждую субботу в 13.45 – молебен с акафистом перед иконой с мощами святых покровителей семьи, благоверных князей Петра и Февронии Муромских о семейном благополучии. Настоятель прихода иерей Илий Лебедев в ближайшее время планирует установить табличку на стенах храма с информацией о его посещении Александра Пушкина.

Храм Успения Пресвятой Богородицы находится в селе Акулево Чебоксарского района.

@культуравкусов.рф

Приглашаем на IV Бичуринские чтения

07.09.2016 11:08
Приглашаем на IV Бичуринские чтения

9 сентября 1777 года родился великий сын чувашского народа, основатель русской синологии – Никита Яковлевич Бичурин. Музей «Бичурин и современность» приглашает в этот день всех поклонников и почитателей таланта земляка. В музейно-парковом комплексе «Бичуринский сад» будут возложены цветы к памятнику отца Иакинфа.

IV Бичуринские чтения в этом году проводятся в рамках Года человека труда в Чувашской Республике и посвящены личности и творческому наследию выдающегося российского востоковеда Н.Я. Бичурина. Работа чтений будет осуществляться в двух секциях: «Труды Н.Я. Бичурина – достояние мировой науки» и «Учитель – мудрец жизни» (о заслуженных учителях, уроженцах Чебоксарского района Чувашской Республики). Среди участников - доктор исторических наук, профессор, директор Филиала им. Н.Я. Бичурина ИДВ РАН Григорьев В.С., учителя и учащиеся МБОУ «СОШ №3» г. Шумерля, МБОУ «Тренькасинская СОШ», МБОУ «Кугесьская СОШ № 1», МБОУ «Кугесьский лицей», МБОУ «Ишакская СОШ», сотрудники МБУ «Централизованная библиотечная система» Чебоксарского района, Ишакского народного краеведческого музея и музея «Бичурин и современность».

По традиции будет организован выезд на родину ученого-монаха в д. Типнеры. Затем гости и участники чтений отправятся в с. Бичурино Мариинско-Посадского района, где побывают в музее Иакинфа Бичурина в МБОУ «Бичуринская ООШ», а также посетят могилу матери Н.Я. Бичурина - Акелины Степановой.

Начало мероприятия в 10.00 часов в Музее "Бичурин и современность".

Страницăсем: 1 ... 55, 56, 57, 58, 59, [60], 61, 62, 63, 64, 65, ... 71