Чăваш таврапӗлӳҫисен пӗрлӗхӗ

Союз чувашских краеведов

Чăвашла Русский
03.10.2017 19:24
ШКОЛА В НАШЕЙ СУДЬБЕ

(О книге Вячеслава Мартынова «Несущие свет и знания»)

Как художественный роман о чувашской сельской школе прочитал сборник документальных повествований почетного краеведа, народного академика, видного чекиста республики Вячеслава Мартынова о своей родной Сятракасинской средней школе Моргаушского района. Любая школа славится трудолюбивыми учителями и умными учениками. Хоть я читатель совсем с другой стороны, но в книге снова встретился со многими знакомыми и близкими мне людьми. Это – боевой директор нашей Анат-Кинярской средней школы Чебоксарского района Евстафий Елькин, учительница русского языка и литературы Вера Белкова (Никитина), одноклассник, потом работавший заместителем моего брата в Моргаушском райисполкоме Георгий Козлов, друг по аспирантуре, автор учебников чувашской литературы и языка Геральд Лукоянов, династия учителей Тимофеевых, неутомимый краевед, юрист Лев Морозов и многие другие знакомые и известные люди – поэты Тарас Кириллов и Иван Ивник, журналистка, встречавшаяся с Лениным Евдокия Орлова, фронтовичка Анна Григорьева, вышивальщица,истинный краевед Альбина Ятманова, кавалер ордена имени Н.В.Никольского художник Марс Димитриев... Среди знатных выпускников школы – имена Героя Социалистического труда доярки Ольги Федоровой, заслуженного врача Владимира Донскова, кандидата военных наук полковника Геннадия Сазонова, заслуженной артистки Венеры Ивановой, заслуженного работника культуры музыканта Василия Теплова, заслуженных работников сельского хозяйства Джона Анисова, Анатолия Иванова, Кронида Сретинского, Анатолия Орлова, заслуженных учителей, строителей, ученых, председателей, художников, музыкантов. О каждом тщательно собран интересный материал, многие поделились воспоминаниями. Славные люди и их дела показаны в школьном музее. Краеведу с радушием помогали славные специалисты - директор школы Виталий Прокопьев и учительница Светлана Федорова, весь учительский коллектив современной школы. Это весьма и весьма похвально. Это в назидание Министерству образования и многим серым школам района и республики, которые не имеют не только краеведческого уголка и писаной истории, но и листочка визитной карточки своего учебного заведения. Не знающая своей истории школа едва ли дает достаточные знания и чувства патриотизма юным питомцам. Тут у меня сомнений нет. К сожалению, пока полно «беспамятных» заведений даже среди средних школ, не говоря о неполных и начальных.

Вторая (первой была книга «У реки Кидярки», 2014) Вячеслава Мартынова получилась стройной, аккуратной и содержательной. После благодарственного предисловия очень даже к месту идет краткий исторический обзор «Просвещение в Чувашии». Походив по чувашским дубовым лесам в 1722 году, Петр Первый заинтересовался жизнью инородцев своей империи и издал инструкцию, чтобы «... книги нужные перевести на их языки». И появились среди чувашей первоначальные училища, но только они были не для крестьянских детей. «На территории нынешнего Моргаушского района земские школы стали открываться с 1875г. (в с. Ильинка – в 1875 г., в с. Большой Сундырь – 1882 г., в с. Оточеве – в 1884 г.)... церковно-приходские школы стали открываться с 1884 года (в с. Моргауши -1884 г., д. Кадикасы -1885 г., д. Нискасы – 1886 г.). Они были 1-классные (2-х годичные) и 2-классные (4-годичные)» (с.6). Добрым словом упомянуты ревнители чувашского слова и народной школы Виктор Вишневский, Александра Апехтина (Фукс), Спиридон Яндуш, Иван Яковлев. Путь безграмотных крестьян до Сятракасинской школы был долог и тернист. Она в 1902 году открылась на лужайке между деревнями Седойкино и Сятра. Учил детей русский урядник (полицейский), мастер палки, не любивший детей инородцев. Его заменил пьяница и грубиян, «положительно нетерпимый, без надежды на исправление». В 1907-1910 гг. детей лелеял писатель Роман Иванов, друг Константина Иванова по Симбирской чувашской школе (о нем в книге дана отдельная глава, сс.59-66). Дальнейшая хроника школьной жизни в издании изложена без пропусков и изъян, и, думается, здесь нет ни одного учительского имени, пропущенного вниманием. Фотоснимки Петра Петельникова (мне много лет назад приходилось читать его рукопись воспоминаний), Авенира Перлова. Валериана Мартынова, Гурия Васильева, Анны Смирновой, Анны Малыгиной и других украшают этот раздел. Каждая школа должна иметь такой список, какой приводится в книге «Несущие свет и знания» (сс. 31-40) под заглавием «Они работали в нашей школе» с указанием фамилий, имен и отчеств, время работы в школе и предмет, который они вели. От начала до наших дней, 130 имен. Мне не раз приходилось сталкиваться с руководителями школ, которые не знали фамилий предыдущих директоров вверенных им учреждений. Здесь все чин по чину – руководители средних, начальных школ – все 23 директора (сс.39-40, 157-158). Навестил я Сятракасинскую школу полвека назад при директоре Геннадии Семенове и до сих пор помню порядок и чистоту в ней...

Думаю, что те славные традиции школой ныне не утрачены. О сегодняшней школе говорится в следующей главе. Она, как и другие школьные истории, обильна фотографиями классов со своими учителями. Редкие снимки военных лет (заметьте - все снимки подписаны и даты проставлены) и множество современных фотографий. По одежде и лицам учеников можно проследить нашу судьбу. Она трудна, героична, достойна уважения и преклонения. То, что вынесли учительницы военных и послевоенных лет, несравнимы с заботами современных учителей. Целое сирое поколение выросло на плечах мужественных учительниц. Мы не смеем забывать их подвиг – подвиг мирный, долгий, тяжелейший. Книга Вячеслава Валериановича Мартынова – дань этой священной памяти. Ныне от учителей требуется интеллектуальный подвиг, без него прежнего авторитета у школьного работника ныне не будет. Быть на гребне современных знаний сельским учителям нелегко, потому уважение к наставникам и школе из года в год падает и падает. Не только в Чувашии, по всей России. Такова запутанная образовательная политика страны.

Немалую часть книги занимают портретно-биографические очерки об учителях и учительских династиях Сятракасинской школы. Они написаны живо, с вкраплениями цитат из автобиографий, личных впечатлений и воспоминаний воспитанников. Это и есть памятник им на века, это и есть благодарность настоящим носителям света, знаний и умений, это и есть поклон перед именами мудрых наставников. Да будет всегда и везде так. Союз краеведов всецело настаивает на этом.

Досконально ознакомившись с книгой В.В.Мартынова «Несущие свет и знания» (Чебоксары, Новое время, 2017.-244 с.), с одобрением выдвигаю ее перед Советом СЧК на награждение Дипломом имени Алексея Милли.

Виталий Станьял,

почетный председатель Союза чувашских краеведов.