Чăваш таврапӗлӳҫисен пӗрлӗхӗ

Союз чувашских краеведов

Чăвашла Русский

Таврапӗлӳ вӑл...

«Таврапӗлӳ культурӑн пӗр пайӗ пулнӑран вӑл культурӑна музей тата педагог ӗҫӗн архивӗсене тӑвассипе, пухусем ирттерессипе, ҫамрӑксене тӗрлӗ кружоксемпе пӗрлӗхсене пухассипе, туризма аталантарассипе, хорсем тата алӗҫ артелӗсене йӗркелессипе тачӑ ҫыхӑнтарать».


«Таврапӗлӳ — пӗр-пӗр япалана тӗпченипех унӑн сумне ӳстерекен ӑслӑлӑх дисциплини».

Дмитри Лихачёв академик

05.06.2019 12:59
Тяжесть многой мудрости

Вышел и быстро разошелся солидный 10-ый номер научного журнала «Вестник Чувашской национальной академии наук и искусств» под редакторством доктора исторических наук, профессора Льва Ефимова (выходит 2 раза в год, Чебоксары, №1/10, 2019, 258 с,, 150 экз.), и это послужило поводом для некоторых рассуждений об академии и ее журнале.

В пору сплошной ярмарки академического тщеславия не будет зазорным сказать, что к истории Чувашской народной академии (ЧНАНИ) был причастен и потому упомяну время ее становления и про первых образцах – предтечах- журнала академии. На волне перестройки так получилось, что идея создания Чувашской академии или филиала Российской академии наук заинтересовало сразу многих ученых, состоялось широкое обсуждение. Я тогда выступил за создание не группы высокооплачиваемых академиков, а об образовании координационного центра гуманитарных наук («Не коллегия академиков, а академцентр науки и культуры». - Сов. Чувашия, 1990, 5 сент.). Вскоре друг за другом появились академии наук, инженерии и технологии, культуры и искусств и их «Вестники» (Чувашской национальной академии, 1993; ЧГУ им.Ульянова, ЧГПУ им. Яковлева, МАДИ, Чебоксарского филиала ун-та им.Шолохова, филиала Российского социального ун-та, Ассоциации психиатров и психологов, ЧРИО, Опытного Лесхоза, института культуры искусств и др.) «Известия» ( Инженерно-технологической академии Чувашской Республики, 1995; Национальной академии наук и искусств Чувашской Республики, 1996), «Бюллетени». На этом фоне Чувашская народная духовная академия (Чăваш халăх ăс-хакăл сĕрепĕ, 1992) выглядела белой вороной, игнорировалась и печатно подверглась остракизму крикунов. Особенно их раздражали слова «народные академики» и «духовная» (ăс-хакăл), потому что они воспринимали его как «религиозное», а по нашим понятиям оно означало не столько религию, сколько интеллектуальное богатство народного духа и мысли.

Первые выпуски журнала ЧНА назывались «Халăх ăс-хакăлĕ» (Народная мудрость) и представляли собой форму недельной (толстой) газеты или бюллетеня. Издавались номера до 2001 года известным энтузиастом, краеведом-академиком Эдисоном Патмаром на свои средства тиражом не менее 1000-1100 экземпляров. В 2012 году он, стараясь дотянуть журнал до ВАКовского уровня, формат и название издания («Умы народа») изменил не в лучшую сторону и потерял тираж.

После изменения устава и названия общественной организации «Чувашская народная академия наук и искусств», президиум решил выпускать «Вестник», главным редактором утвердил трудолюбивого и энергичного академика Льва Ефимова, профессора ЧГПУ им. И.Я.Яковлева. И вот - научный мир получил десятый выпуск стабильного журнала «Вестник ЧНАНИ». Нужно сразу признаться, что журнал полностью держится на плечах Льва Архиповича, неугомонного краеведа, всестороннего энциклопедиста и великолепного организатора. Академия – общественное,

добровольное объединение, действует без никакой государственной помощи. Журнал тоже выпускается на самоокупаемости, и поэтому работа главного редактора – героический, жертвенный, самозабвенный труд энтузиаста-ученого. Необходимость платы автора за статью создает много препон. Теперь печатается тот, кто имеет деньги. Раньше автору платили за труд, теперь «негосударственный» автор сам платит за публикацию. Но всем известно, что деньгоделающему человеку не до научной мудрости, и нередко ныне ими печатаются далекие от новизны компилятивные легкие работы. В академических изданиях подобное, конечно, не одобряется. Вот и приходится редактору порулить между Сциллой и Харибдой.

Первый номер нового формата был посвящен Великой Отечественной войне, второй - Году литературы и К.В.Иванова (2015), четвертый – Году труда (2016), седьмой – Году экологии и 100-летию Великой российской революции (2018), десятый этот – Году театра в России и 550-летию городу Чебоксар. Конечно, содержание каждого номера журнала намного шире тематики дат и праздников.

Как и предыдущие номера, десятый выпуск открывается традиционным словом «От редактора» и завершается разделами «Наши юбиляры» и «Новые книги: отзывы и рецензии». На этот раз журнал поздравляет академиков – филолога Николая Егорова (Чебоксары), скульптора из Ульяновска Николая Кондрашкина, Аликовского музееведа Гурия Терентьева, моргаушских земляков полковника Вячеслава Мартынова и юриста Леонида Морозова.

В разделе «Год театра в России» речь идет об Аликовских народных театрах и артистах, наиболее близких и знакомых главному и единственному редактору, а также автору многих статей журнала. Второй раздел «Чебоксары: история и современность» включает материалы конференции, которую провела академия в марте этого года. Третий раздел «Актуальные проблемы истории и культуры чувашского края» получился без берегов: тут проблемы языка, несколько статей по философии, музей, Отечественная война, просветительство Ильминского и Магницкого, чувашское национально-освободительное движение, правовое регулирование земель, мультфильмы и церковь... Материалы интересны по-разному, разные по уровню глубины и новизны. По некоторым из них неплохо бы открыть острый диалог. Все-таки, журнал не чисто научный. И, видимо, ему не надо быть ограниченно узкоспециальным. Волей-неволей напрашивается вопрос о целях академии и усовершенствовании структуры его журнала, о его особом , неповторимом месте среди множества подобных изданий.

Чувашскому народу нужен широкоохватный научно-популярный, гуманитарный, публицистически злободневный массовый журнал. «Вестник» ЧНАНИ может ли им стать или он останется одним из многих чебоксарских отраслевых вестников для самих себя?

Виталий Станьял