Чăваш таврапӗлӳҫисен пӗрлӗхӗ

Союз чувашских краеведов

Чăвашла Русский

Таврапӗлӳ вӑл...

«Таврапӗлӳ «автортан пулса кайман» тавралӑха историлӗх витӗмне парать, унӑн аваллӑхӗнче, вӑл ытлашши ватӑ пулмасан та, мӗн те пулин ҫӗнни, пахи тупса палӑртать».


«Таврапӗлӳ ҫын таврашӗнчи ӑс-хакӑла ӳстерет, унсӑрӑн этем мӗншӗн пурӑнмаллине ӑнланаймасть».

Дмитри Лихачёв академик

К истории чувашского краеведения

В.П. Станьял, почетный председатель Союза чувашских краеведов

(Заметки к 95-летию Общества изучения чувашского края и 25-летию СЧК)

 К предыстории чувашского научно-письменного краеведения можно отнести этап ХVI-ХVIII веков – период описания различными иностранными учеными и путешественниками народов Поволжья, Приуралья и Сибири. Сюда же примыкает период Волжской Булгарии с «Записками» Ибн Фадлана и других восточных исследователей. Заметок с указанием каких-либо качеств российских этносов (племен и народов) и в том числе  чувашей,  черемисов, вотяков, татар со времен посещения  чувашского края  Иваном Грозным  и   Петром Великим появлялось немало. Нам дорого имя Василия  Никитича Татищева (1686-1750) - академика,  губернатора, основателя Екатеринбурга -за  доброе отношение к чувашам в «Лексиконе Росийском». Мы признательны Д.Т. Мессершмитду (1685-1735), изучившему сибирских чувашей и оставившему свои добрые пометки. Первым чувашское слово на бумагу положил плененный шведский капитан Ф.И. Страленберг (1676-1747). В 1712 он записал 29 чувашских слов, только  не в Чебоксарах, как пишут чувашеведы, а  на берегу Томи, в Сибири.

Кажется, что теперь краеведы выискали почти все материалы ХVIII-ХIХ  вв., где каким-либо образом упомянуты чуваши и описаны места их проживания. А.М. Курбский, Н. Витзен, И.П. Фальк. Г.Ф. Миллер, Д.С.  Дамаскин, П.С. Паллас, И.Г. Гмелин, И.Г. Георги, И. И. Лепехин, П.И. Рычков, К.С. Милькович и многие другие для чувашеведения оставили ценнейшие замечания. О них по  мере возможности подробно сказано в  справочниках «Исследователи чувашского края: ХVI век  -1917 год» (Чебоксары, 1998. -158 с.) и  «Исследователи этнографии и археологии Чувашии: библиографический справочник» (ЧГИГН. -  2004. -  320 с.).

 Лишь условно можно приписать деятельность иностранных  исследователей и путешественников к чувашскому краеведению, потому что они занимались не краеведением, а страноведением - описанием своего пути по Российской империи, наблюдением окружающей среды  и попутно обратили внимание  на нравы, костюмы и языки местных жителей. Краеведение все-таки от путевых записок или научного страноведения отличается изучением и хранением ценностей территории самими местными или причастными к этому конкретному краю «своими» людьми.

Первые краеведы Чувашского края

 Основателями чувашского краеведения являются известные и неутомимые  следопыты Василий Магницкий, Спиридон Михайлов, Виктор Громов, Николай Золотницкий, Иван Яковлев, Иван Юркин, Карл и Александра Фукс,  Василий Сбоев и другие исследователи. Они были тесно связаны с  чувашским народом,  держали связь с научными, вузовскими и краеведческими обществами Казанской и Симбирской губерний, ими замечены и значительно поддержаны местные краеведы.  Мне кажется, что из них именно первому краеведу Василию Магницкому мы недостаточно уделили  внимания, хотя проводили к его юбилеям конференции в Чебоксарах и на родине в Ядринском районе. Пока  лучшим материалом о великом энтузиасте на ниве чувашского краеведения остается  очерк его родственника  Михаила Корбута  «Памяти  первого краеведа Чувашии»: к 90-летию  со дня рождения» (В.К. Магницкий и его труды. Чебоксары: ЧГИГН. - 1992).  Пока нет сборника трудов  В.К. Магницкого.

Общество великих энтузиастов

Второй этап чувашской краеведческой деятельности озарялся золотым десятилетием краеведения. Напряженным трудом  его подготовили (с конца ХIХ века) Николай Ашмарин, Николай Никольский, Дмитрий Юман, Михаил Тинехпи, Гурий Комиссаров,  Алексей Милли. Когда в Советской России началось краеведческое  движение изучения местного края, они  одними из первых в Поволжье собрали Общество изучения чувашского края.

«12 февраля 1921 года в помещении Чувашского отдела  состоялось многочисленное  частное совещание местных деятелей, на котором обсуждался вопрос об открытии Общества и Национального музея» (Отчет за 1921-1923 г. Чебоксары, 1924. - С.4). 7 апреля 1921 года в Чебоксарах состоялось Торжественное заседание с концертом по поводу организации «Общества  изучения местного края»

Эта «могучая кучка» вскорости организовала местные филиалы в районах Чувашской автономной области, Алатыре, Москве, Питере, Нижнем Новгороде, Казани, Ульяновске, Самаре, Саратове, Бугуруслане, Уфе, Кемерове.

Поскольку движение централизованно контролировалось государством, издавались специальные журналы, то руководящие работники ЧАО (Даниил Эльмень, Сергей Коричев, Ананий Михайлов, Иван Ефимов, Николай Золотов, Тимофей Варфоломеев, Иван Яштайкин) и видные деятели национальной науки, культуры и искусства  Федор Павлов, Степан Максимов, Моисей Спиридонов, Емельян Маден, Федор Тимофеев, Николай Шубоссини, Николай Патман, Кузьма Элле и другие вошли в Совет и актив общества. В это золотое время проведено множество научно-практических экспедиций, конференций, обсуждений с привлечением  крупных ученых Москвы (А.Е. Ферсман, Б.Н. Вишневский), Ленинграда (Н.Я. Марр, Н.Н. Поппе), Казани (В.Ф. Смолин) и других городов.

Наравне с Обществом изучения чувашского края (центр в Чебоксарах) усиленно работало Общество изучения чувашской культуры (центр в Москве). Почетными членами  ОИЧ Культуры  были Иван Яковлев, Николай Ашмарин, Николай Марр.

Титаны Общества изучения чувашского края своими усилиями подготовили и открыли Чувашский центральный музей, Чувашскую книжную палату, Чувашский научно-исследовательский институт, заложили камень под Чувашский университет и академию. В золотое десятилетие в Чувашии были развернуты все виды краеведения – школьное, педагогическое, музейное, библиотечное; историческое, антропологическое, археологическое, геологическое, зоологическое, ботаническое, лингвистическое, литературное и др.

Этот период для нас оставил образцовые отчеты о своей работе в виде книг от 1924, 1927, 1929 годов.  Хотел бы, чтобы каждый из краеведов всерьез ознакомился с книгой  «Первый  всечувашский краеведческий съезд (15-21 июня 1928 г. в г. Чебоксарах ЧАССР): Тезисы докладов и резолюции. – Чебоксары. - 1929». На Первом съезде активное участие принимали 115 делегатов из всего чувашского мира. Это было яркой демонстрацией живой энергии, нравственной и интеллектуальной  силы народа. 

Но над краеведением постоянно нависали черные тучи. К примеру.  Из Чебоксар большевики изгоняют активнейшего деятеля родной культуры Алексея Милли. 23 февраля 1926 года на бюро обкома  ВКП(б) обсуждают  пьесу члена Общества краеведов Михаила Юрьева «Последние дни Булгарского государства». Следствием обсуждения является незамедлительное отстранение его от должности  главного режиссера Чувашского театра.

Когда в Москве  в 1930 году состоялся съезд членов Общества  изучения  чувашской культуры, из Чебоксар в высшие инстанции полетели кляузные  письма. Результаты оказались плачевными.

До поры до времени  краеведческие  объединения продолжали усиленно работать. Успешно действовала секция чувашского краеведения в Обществе изучения местного края при Академцентре Наркомпроса Башкортостана. Если в  мае 1927 года в этой секции состояло  19  чуваша, 2 русских, то к 1930 году ее состав  вырос до полсотни людей. Особую трудоспособность проявил  Гурий  Комиссаров–Вандер, который выпустил  несколько книг и программ (см. статью В.П. Станьяла «Г.И. Комисаров- краевед»). Чувашская секция в Уфе  закрыта 8 января 1932 года.

  Метаморфозы  ХХ века поразительны. Когда открыли  дело «врага народа» Алексея Милли,   литературовед  Федор Меценатов на суде  в 1937 году смело отстаивал его честь и правоту,  когда как Василий Долгов, Михаил Сироткин ничтоже не сумнящеся  подписали ложные показания против арестованного. Но перед официальной историей виновным остался Ф.С. Меценатов, которому  приписали  гнус об Обществе изучения чувашского края в его учебнике «Чувашская литература» для 8 класса 1940 года (с.61): «Революци хыҫҫӑнах чӑваш ҫӗршывӗнче буржуаллӑ правительствӑ «Аслӑ Канаш» тума хӑтланнӑ. «Нацилле общество» часах саланман. «Чӑвашсен нацилле обществин» лагерӗнчи тӑшмансем «Вырӑнти края  тӗпчекен общество» организациленӗ. Вӗсем  вырӑс, тутар т. ыт. халӑхсемне хирӗҫ элек сараҫҫӗ: чӑваш халӑхне партипе совет влаҫне хирӗҫ тӑратма пӑхаҫҫӗ. Буржуаллӑ националистсен тӗп тӗллевӗ вӑл – капитализма реставрацилесси пулнӑ». Это, известно,  не слова автора учебника. Они вписаны в него гранитно-идейными Долговыми и иже с ними.  Несгибаемый  Ф.С. Меценатов сложил голову в лагерях и имя его до сих пор остается вне энциклопедий.

В лагерях ушли в вечность многие славные сыновья и дочери чувашского народа. Среди них – секретарь  ОИЧК в 30-ых годах ХХ века, заведующий культурно-историческим и естественно-историческим отделами Общества М.П. Петров-Тинехпи, неутомимый  энтузиаст А.П. Милли, один из основателей Общества Дмитрий Юман, педагог Михаил Корбут,  фольклорист Григорий Тимофеев  и др.  

Жестокие 30-ые годы принесли непоправимый урон духовной культуре «мелких» народов. Общества изучения местных территорий повсеместно были закрыты. У чувашской делегации, побывавшей на приеме  у  Сталина, вождь спросил: «Пострадает ли    мировая революция без  чувашской культуры?»

Верные  сыны и дочери народа были объявлены врагами советской власти и расстреляны.

Мы возродили память о них. Им посвящали конференции и «круглые столы»,  учредили  медали и дипломы имени Яндуша, Тинехпи, Милли, Юмана, Вандера, Элле. Их имена теперь включены в справочники и энциклопедии.

 Наш Союз чувашских краеведов напрямую продолжает начатое  ими святое дело.

Школьное краеведение и туризм

В 50-70 годах ХХ века в Чувашии нормально и массово развивалось школьное следопытское движение. Детское экскурсионно-туристическое краеведение –  нужное и важное ответвление в воспитательном процессе. Еще с древности народные серепы (летние «школы» детей) учили  малышей распознать флору и фауну родных мест. Подлинно школьное краеведение зародилось в Яковлевской Симбирской.школе. Ученики по заданиям преподавателей изучали свой родной край, собирали  устно-поэтическое творчество народа. В 20-30-ых годах ХХ века все школы Чувашской республики  активно занимались изучением  своего района.

 После Великой Отечественной войны заметно усилился школьный туризм.  В 70-80 годах ХХ века в Чувашии особо  бурно распространилось Тимуровское движение благодаря  инициативе газеты « Пионер сасси».

Но проблем было немало. Приведу пример. Вопросы  детского туризма волновали методиста республиканской станции юных туристов Николая Морозова (впоследствии – редактора журнала «Народная школа»). В статье  «История – наше богатство»  (Ком. ялавĕ, 1980, янв., 24) он сетует на слабую базу для работы на Республиканской станции юных туристов, отсутствие баз  в районных Домах пионеров. В 50-70-ых годах ХХ века экскурсионно-туристическое движение  держалось на энтузиазме таких видных педагогов, как  Валериан Толстов-Атнарский, Иван Данилов (Красные Четаи), Павел Трифонов  (Чебоксарский район), Борис Кокорев (Косомольское), Яков Бригман, Александр Аргандеев, Геннадий Кириллов, Валерий Кутузов, Олег Лосев (Чебоксары) и других краеведов-учителей  Чувашии.

Добрый след в краеведении и детском туризме оставила учительница чувашского языка и литературы Карамышевской  (Елчĕк)  средней школы Козловского района ЧР Ф.В. Леснова.  В 1987 году ее 8 учеников-краеведов удостоились заниматься в лагере «Дружба» на Бородинском поле.

Выражая добрые слова в адрес известных в республике краеведов Виталия  Владимирова  и  Николая Кузьмина (Батырево), Петра Таллерова (Комсомольское), Кирилла Воронова (Аликово), Владимира Бурмистрова (Чебоксары), журналист и сам краевед  Иван Матросов в статье «Что волнует краеведа?» (Сов. Чувашия, 1990) пишет, что «нашим краеведам нужен свой сборник, выпускаемый ежегодно или же время от времени. Кому взять на себя заботу по его подготовке?».  Краевед считает, что это прямая обязанность Чувашского научно-исследовательского института. «А пока краеведы республики внимания к себе не ощущают  и продолжают оставаться наедине со своими заботами и нерешенными вопросами».

 С тех пор прошло много лет. Произошли крупные изменения.

СЧК долгие годы тесно партнерствовал с центром «Эткер». Министерства образования ЧР.  Сейчас  «Эткер» стал центром внешкольной работы и отчасти занимается организацией школьного краеведения. Функции  военно-патриотического воспитания и туризма переданы центру «Юнитекс». СЧК с ними дружбы не теряет.

 

Союз чувашских краеведов

В 1990 году в России начинается новый (и снова трудный)  этап краеведческого движения. Вопрос о создании  Союза краеведов Чувашии  на серьезном уровне рассмотрен  2 февраля 1990 года  на Пленуме Чувашского фонда культуры (руководитель – Николай Викторов, зам. председателя Чувашского отделения  Советского фонда культуры) с приглашением 36 активистов краеведческой работы.

17 апреля 1990 года в Челябинске проводится  Учредительный съезд краеведов России. От Чувашии в нем участвовали уже работавшие над созывом чувашского собрания  краеведов  зам. председателя Совмина Николай Викторов и зав кафедрой чувашской литературы и фольклора  ЧГУ Виталий Станьял. В Челябинске прошел плодотворный съезд.

 

Съезды и Годичные собрания СЧК

Первый Учредительный съезд краеведов Чувашии и диаспоры состоялся  24 июня 1991 года. В президиуме съезда – Викторов Н.И. (Фонд культуры), Никитин (Станьял) В.П. (ЧГУ),  Лаптева-Веденеева А.М. (Чув. краевед. музей), Иванов В.П. (ЧНИИ), Шумилов Е.М («Эткер»), Матросов И.М. (Союз журналистов), Юхма М.Н. (Союз писателей), Мулюков Г.Ф. (Батырево), Садюков Н.М. (Художественный музей), Соловьева Г.С. (Ишаки). Выступившего с докладом по Уставу В.П. Станьяла избрали Председателем СЧК, заместителем председателя – директора Республиканского краеведческого музея  А.М. Лаптеву. Вел съезд известный государственный и общественный деятель Н.И. Викторов

В первое время Союза чувашских краеведов съезды проводились ежегодно. С 1995 года  по Уставу  предусмотрены Годичные собрания и через три года – отчетно-выборные съезды.

 Протоколы съездов, Годичных собраний, заседаний исполкомов СЧК хранятся в фондах  В.П. Станьяла, В.И. Карпова, частично – П.П. Таллерова.

Организационные заботы по Второму съезду СЧК (2 апреля 1993) несли студенты ЧГУ Галина Касьянова, Татьяна Александрова. Они послали около 100 приглашений (регистрировано 62 участника съезда). Охвачена была диаспора.  Башкирскую делегацию составляли Исаак Никитин, Нина Ефимова, Инна Никифорова, Елена Глухова, Татарстан – Константин Петров, Алена Селиванова, Марина Никитина, Ирина Чугунова, Александра Мокшина, Елена Ермилова; Самару  -  Ольга Воронцова, Ульяновскую область – Ирина Эльмукова, Надежда Моисеева, Пензенскую область – Антонина Артемьева и Нина Краснова.

Значительным в становлении Союза краеведов  стал Третий съезд СЧК (30-31 марта 1994). Присутствовало 226 человек. Из диаспоры делегировались 14 краеведов. Открыл съезд директор научно-исследовательского института академик С.Р. Малютин. Протокол съезда аккуратно вел Андрей Алексеев (Тархун).

 На съезде выступили видные краеведы К.В. Воронов (Аликовский район),  П.В. Денисов, В.М. Бурмистров,  Н.Е. Наумов (Чебоксары), И.Я. Данилов, А.Д. Смалайкин (Красночетайский район), Н.Е. Кондратьева и И.И. Никитин (Башкортостан), И.В. Дубов, П.С. Картюков, В.М. Репин (Ульяновская область), В.Е. Симаков (Сызрань), Н.И. Кузьмин, И.И. Пахомов (Батыревский район), Т.А. Соминов (Чебоксарский район), А.К. Краснов (Алатырь), Б.Г. Кокорев (Комсомольское), Г.Н. Карсаков  (Татарстан), В.Ф. Деомидов (Янтиковский район).

Работали 4 секции: в Национальном музее (рук. Е.П. Михайлов), в Республиканской библиотеке им. М. Горького (В.М. Иванова), в ЧНИИ две секции (рук. Г.Б. Матвеев и Е.Е. Ерагин).

На второй день съезда обсудили поправки в Устав, утвердили состав  Президиума Центрального Хурала чувашских старейшин, приняли  Положение о поощрениях,  провели бурную дискуссию «Кто мы, чуваши?».

Работы остальных съездов  достаточно заметно освещены в СМИ, в «Чувашской энциклопедии» (том 4), в брошюрах «Живем судьбой и памятью народа» (2008) и «Преодолеем любой рубикон» (2012).

 За 25 лет работы проведено 12 съездов Союза чувашских краеведов, десятки экспедиций, конференций, встреч, круглых столов, презентаций книг, фильмов. Путь краеведения тернист. По странному стечению обстоятельств, в отличие от многих стран мира, краеведение советской и постсоветской государственной власти оказалось не нужным. В 1994 году у Союза краеведов России в Москве отняли помещение и закрыли счет. Эта волна  достигла  и нас. Наш счет закрыли, даже не возвращая  имеющуюся сумму. Но еще раз повторяю – краеведение бессмертно, коль бессмертен народ.

 

***

На первых порах работы СЧК остро стоял вопрос по переизданию исторических карт уездов и губерний, а также новой карты Чувашской Республики. Этот пробел теперь все-таки устранен. Даже издана карта Чувашской Республики на чувашском языке (автор - пресс-секретарь СЧК Николай Плотников). От секции археологического краеведения (вел член Совета СЧК Евгений Михайлов) требовали издания  атласа. Она издана в трех томах и получилась насыщенной, академически полной (Археологическая карта Чувашской Республики. ̶  2013, 2014, 2015).  За работу над этой энциклопедией также достойна похвалы чета археологов Н.С. и А.Ю. Березиных.

Обширны успехи исторического краеведения. В этом плане заслуживает похвалы профессор Лев Ефимов, издавший сборник Краеведение в Чувашии: исторический опыт, проблемы и перспективы. ̶ Чебоксары.  ̶  2014. ̶  311 с.

На виду успехи музейного краеведения. Усилия  Чувашского национального музея, Чебоксарских музеев Михаила Сеспеля, В.И. Чапаева, Шоршелского музея космонавтики принесли  значительные радости населению и  славу Республике.

Библиотечное краеведение на государственном уровне ведется Национальной библиотекой Чувашской Республики. Каждый из нас пользуется их трудами и  без слов ясно, что мы искренне благодарны нашей родной Библиотеке и ее неутомимым сотрудникам. Теперь смело можно констатировать, что все отрасли чувашского краеведения находятся на  дороге подъема.

 

*  * *

Сейчас идет новое пробуждение масс и общественных организаций. От СЧК 26 марта 2016 года официально отделяется  Чувашская народная академия наук и искусств и, надо полагать,  становится полнокровной академией со множеством отделений. На ХII съезде СЧК будет принят новый устав. Сейчас у СЧК появились другие условия деятельности, и страна ставит новые задачи в сфере воспитания молодежи и общества в целом. Полагаем, что в дальнейшем в СЧК  усилится  работа по семейному историко-культурному туризму, по проведению слетов, конкурсов и походов школьников и молодежи, районных встреч в Чебоксарах на ежемесячных «краеведческих чтениях», надеемся на  выделение времени на радио и телевидении и места в официальной прессе. Нужно организовать секцию Чебоксароведения и определить рабочую группу, чтобы в ближайшее время подготовить «Чебоксарскую энциклопедию»...

Как вы знаете, у СЧК до сих пор много сил ушло на организацию культурных центров, на созыв чувашского национального хурала (конгресса), на создание Чувашской народной академии. Этот организационный путь успешно пройден.

Хотя наша краеведческая работа и сейчас напрямую вписывается в  массовое  народное движение, но в дальнейшем  она будет более профессиональной и целенаправленной именно по краеведческим направлениям. 

 

Краеведческая библиография

Краеведческая литература развивается по всем направлениям, какие только возможны в исследовании  родного края.

Энциклопедические издания. Заметными стали энциклопедии населенных пунктов,  сельских административных территорий. Почти все районы Чувашии  к 2015 году заимели свои историко-краеведческие энциклопедии. Энциклопедические справочники выпускает чувашская диаспора.

 

Вериялов В.Г. Чувашские населенные пункты Тетюшского района Татарстана.  ̶  Ульяновск, 1-ое изд. ̶  2010, 2-е изд.  ̶  2012, 3 изд.  ̶  2014. ̶  200 с.

Симаков В.Е. Чувашские села Шигонского района Самарской области. ̶  2015. ̶  172 с.

 Симаков, В. Е. Энциклопедия чувашских сел Аксубаевского района Республики Татарстан. - Чебоксары: Новое Время, 2013. - 319 с.

 

Литература по истории чувашского краеведения

Ткаченко В.Г. Краеведение. - Чувашская энциклопедия, т.2. – 2008. - с. 339-340.

Станьял В.П. Союз чувашских краеведов.- Чувашская энциклопедия, т.4. – 2011. -  с. 90-91.

Сергеев Т.С.  Общество изучения местного края (ОИМК). -  Краткая чувашская энциклопедия. - 2001. – с. 301.

 

Книги

Отчеты Общества изучения  местного края Чувашской Автономной области  за 1921-1923 г. – Чебоксары, 1924.

Озеров П.В. Краеведенипе чăваш шкулĕ. – Мускав, 1927. - 64 с.

Первый Всечувашский  краеведческий съезд (15-21 июня 1928 года): тезисы и резолюции. – Чебоксары, 1929.

Краснов Г.И. Культпоходăн  хăшпĕр ыйтăвĕсем. – Мускав: СССР халăхĕсен тĕп издательстви, 1930.-24 с.

Абрамов В.М., Емельянов С.П. Школьный туризм. – Чебоксары, 1973.

Организация деятельности школьных музеев: методические рекомендации. – Чебоксары: Чув. ин-т усовершенствования учителей, 1986.

Историческое краеведение в школах Чувашской АССР: сборник ст. - Чебоксары, 1988. - 118 с.

Краеведение в Чувашии: исторический опыт, проблемы и перспективы». - Чебоксары, 2014. -311 с.

 

Газетно-журнальные публикации

(по хронологии)

Аслут, А. Юратрaм эп, хирсем, сире... / А. Аслут // Коммунизм ялавe. – 1979. – 18 авг.

Комиссаров Г.И.  Чăваш çырăвĕ çинчен. /Г. Комиссаров // Хĕрлĕ Урал. – 1921. - февраль.

Общество изучения  местного края при Центральном  чувашском музее. - Известия  облисполкома  и областкома РКП ЧАО РСФСР.- 1921. - 30 июля.

Первые шаги  по объединению учащихся, подростков  к собиранию родной словесности в школах ЧАО. - Чебоксары, Бюро печати обоно. - 1922.- 16 с.

Комиссаров Г.И. Чăваш çырăсталăхĕн  малалли çулĕ. / Г. Комиссаров // Ӗçлекенсен сасси. – 1923. - № 8.

Золотов Н.Я. Чăваш çĕршывне, чăваш  çыннине вĕренес ĕç / Н. Золотов // Канаш. – 1927. – 5 март.

Елле К.В. Чăваш ялĕсен çĕршывĕнчи паллă вырăнсен ячĕсене пухасси / К. Елле // Халăха вĕрентес  ĕç. -  1929. - 1 №. - с. 49-53.

Елле К.В. Чăваш  çĕршывне пĕлме  тăрăшакан çынсене ушкăнласси / К. Елле // Халăха вĕрентес  ĕç. -  1929. - 2 №. – с. 45-47.

Елле К.В. Ялсенче çĕршыв айĕнчи мулсене тĕпчесе пынă чух кăтартса памалли  сведенисем / К. Елле // Халăха вĕрентес  ĕç. -  1929. - 3№. – с. 54-55.

 Елле  К.В. Тумтире тĕпчемелли анкета / К. Елле //  Халăха вĕрентес  ĕç. -  1929. - 5 №. -  с. 47-52.

Элле К.В. Чăваш çĕршывĕнчи ялсемпе вĕсен паллă  вырăнĕсен ячĕсене пухасси / К. Элле // Шупашкар, 1929. - с. 8

Элле Куçми. Юмахпа юрă ăсти / К. Элле //   Халăха вĕрентес  ĕç. – 1929. - 10 №.

 Положение о низовых (школьных)  литкружках (принято ЧАПП  на 3-м пленуме). - Халăха вĕрентес  ĕç. -1929. -  4№. – с. 65.

Петров М. Шкул музейĕсем / М. Петров // Халăха вĕрентес ĕç. – 1929. - 10 №. – с. 12.

Куклин  П. Работа Общества по изучению  Чувашского края / П. Куклин // Марий илыш. – 1929. -  вып 2. - с. 94-99.

Орлов П.В. Краеведение в Чувашской АССР и Марийской  автономной области / П. Орлов // Советское краеведение. – 1930. - № 1-2. - с. 79.

Белозеров А. Краеведческая работа в ЧАССР в 1929-1930 гг. / А. Белозеров // Советское краеведение. – 1930. - № 6. - с.24-27.

Романов Н.Р. Краеведсен çуллахи  ĕçĕсем / Н. Романов // Халăха вĕрентес ĕç. – 1930. - 4 №. – с. 31-33.

Романов  Н.Р.  Чăваш çĕршывне тĕпчекен ушкăн (1921-1930) / Н. Романов //  Халăха вĕрентес ĕç. - 1930. - 6 №. – с. 49-52.

Романов  Н.Р.  Чăваш çĕршывне тĕпчекен ушкăн / Н. Романов //  Сунтал. - 1930. - 7-8 №. – с. 16.

Романов  Н.Р.  Краеведени ĕçне вăйлатмалла / Н. Романов // Халăха вĕрентес ĕç. – 1930. - 9-10 №. – с. 49-50.

Озеров П. Мускаври чăваш культурине вĕренекен ушкăнăн 1-мĕш сессийĕ /  П. Озеров //  Халăха вĕрентес ĕç. – 1930. - 7-8 №. – с. 56-58.

Илларионов В. Развернем  краеведческую  работу в районах / В. Илларионов // Нижегородский  край. – 1931. - № 1-2. - с.85.

Хамăр çĕршыва сăнас ĕç // Чăваш календарĕ. – Шупашкар. – 1930. с. 85-86.

Тахо-Годи А.  Краеведение в национальных республиках и областях / А. Тахо-Годи // Советское краеведение. – 1931. - № 4. - с.18.

Кириллов В. Краеведсем: Пăва ачисем Кире  шывĕн пуçламăшне  тĕпчени / В. Кириллов // Ҫамрăк  коммунист. – 1958. - 28 февр.

Егоров А. Ҫамрăк краеведсен Кӳкеçри конференцийĕ / А. Егоров // Коммунизм ялавĕ. – 1968. – 24 окт.

Матросов И.М.  Что волнует краеведа? / И. Матросов // Советская Чувашия.

Морозов Н.В. Истори - пирĕн пуянлăх: РСФСР шкул ачисен туризмĕ 70 çул тултарчĕ / Н. Морозов //  Коммунизм ялавĕ. – 1989. – 24 янв.

Данилов И.Я. Знать историю родного края / И. Данилов // Советская Чувашия. - 1989. - 30 нояб.

Шмидт  С.О. Краеведение -  дело, значение которого не может быть преувеличено / С. Шмидт // Памятники Отечества. – 1989. - №1. - с.14.

Сидоров П.П. Шыравçăсен слетĕнче / П. Сидоров // Коммунизм ялавĕ. – 1989. - 23 дек.

Матросов И.М. Учительтен нумай килет: шкулсенчи краеведсен  Патăрьелĕнчи конференцийӗнчен / И. Матросов // Коммунизм ялавĕ. – 1990. -7 апр.

Посибеева В.А. Проблемы библиотечного краеведения на современном  этапе / В. Посибеева // Марийский  археографический вестник. -1992. - № 2. - с. 110-115.

Требушкова О.А. Общества изучения  местного  края и развитие  массового краеведческого движения в 1920-30 годы (на примере Марийской и Чувашской автономий) / О. Требушкова // Марийский археографический вестник. – 1992. -  №2. - с.41-47.

Станьял  В.П. Тăван хутлăхăн ĕнерхипе ыранĕ / В. Станьял // Чăваш ен. - 1994. - №51.

 Петров И.Г. Кашни ĕмĕрĕн хăйĕн сасси-юрри: Пушкăртстанри чăваш халăх сăмахлăхне пухмалли  çыру-инструкци / И. Петров // Урал сасси. – 1998. - 30 утă.

Казаков Н.А., Вериялов В.Г.  В добрый путь: об Ульяновском филиале СЧК / Н. Казаков, В. Вериялов // Канаш. – 2001. - 23 марта.

Архивные материалы

 Протокол заседания  Общества изучения Чувашского края от 30 октября 1930 года. ЦГА  ЧАССР. Д.33