В монографии изложены история создания и перспективы развития туристического комплекса «Ҫӗнӗ Сувар» («Новый Сувар»), определены теоретические аспекты формирования культурно-познавательного, образовательного, культурноохранного потенциала данного центра. Главными объектами в нем выступают Сувар кермен и парк культуры. Комплекс станет местом притяжения для туристов, для всех, кто интересуется историческими корнями чувашского народа.
Отзыв Виталия Станьяла:
Доцент РИПКРНО (института учителей) Надежда Иванова принесла мне от имени моего знакомого Владимира Николаевича Алмантая книгу «Кремль Сувар и парк культуры «100 лет СССР» в честь дружбы народов СССР» (Чебоксары: Новое время, 2024. 228 с. 1000 экз.). Грех не отозваться о таком подарке.
Автор, фактически автор-составитель, Владимир Алмантай, известный краевед, кандидат культурологии, человек энергичный, влюбленный в свой народ и в его историю, издал нескольких интересных книг. Н.Г. Иванова один из рецензентов. В книге цитируется часть текста о религии сарташ из её учебника «Чувашская литература – 10, 1 часть».
Предприниматель, консультант-куратор издания Иван Казанков не пожалел денег для описания туристического заповедника «Новый Сувар». Честно сказать, в такой книге о Иване Ивановиче следует отдельной главой основательно поведать, показывая его ум и смелость, организаторские способности как особенного краеведа (еще молодым при открытии сельского музея он был принят в «Почетные краеведы»), как редкого руководителя народного предприятия, как создателя комбината «Звениговский» и культуроохранного Центра, как председателя Совета старейшин края. О нем в путеводителе добрые слова сказали Председатель КПРФ, депутат Госдумы РФ Геннадий Зюганов, Эльтебер Чувашии Олег Николаев, директор местного музея Олег Мурзин, но думаю, что Иван Казанков достоин поклонения в такой книге так, как у себя другие отверженные труженики с известным руководителем подмосковного совхоза Павлом Грудининым.
Полиграфия издания отличная. Бумага плотная. Иллюстрации познавательны. Готовили подарок ко Всечувашскому традиционному Агадую на родине классика поэзии Петра Хузангая в деревне Сиктерме Татарстана, который ежегодно проходит к удивлению всех на небывалом уровне.
О содержании книги рассуждать нужно много и основательно. Это не столько путеводитель по суварскому Кремлю и парку Дружбы народов СССР, сколько всеохватный показ чувашской истории с древних времён. И положительно, и критично оценивать необходимо. Положительно, что подготовили подобный научно-просветительский справочник по булгаро-суварской истории, культуре, праздникам и традициям, языку, строительству, быту. В этом плане новосуварские энтузиасты показали редкий, но отличный пример молчаливому Чувашскому исследовательскому институту гуманитарных наук. Когда вороны молчат, скворцы и соловьи громче поют.
Сейчас, в электронное время, подобные книги можно готовить быстро и успешно и основательно обогащать новыми изысканиями и свежими мыслями. Но у нас мало Василий Николаевых, Иван Казанковых, Юрий Тeринге, Юрий Ювенальевых, Николай Кондратьевых, Виктор Аванмартов, Владимир Авантаевых.
Осмелюсь отметить, что имеются факты научных ошибок. Надо помнить, что первый путеводитель по владениям Ивана Казанкова был издан ещё в 2022 году. Поэтому этот новый вариант должен бы готовиться в более толковом виде с научными обновлениями и новшествами. Надо исправить дремучие объяснения чувашских дней недели, праздников, топонимов и других явлений. Кандидат наук Владимир Алмантай, видимо, остался здесь все-таки на уровне народной этимологии: скажем, река Утка (Вӑта) у него от какого-то Утиг-Удга-Утка; кермен (т.е. харам, храм – дворец) – от слова «кӗр»; парус от «пар ӑс» (дать ум), ылтӑн от слова «ил» (брать); атаман, утаман от «атте ман» (отец мой); пуш (пуҫ) уйӑхӗ от слова «пушӑ» – пустой или нагайка, кнут. Жаль, что благородные желания и труд Алмантая останутся сбоку, как только будет издана научно обоснованная энциклопедия чувашской традиционной культуры. Чисто хвалебную рецензию писать не буду, хотя критический взгляд, ясно, современным бизнесменам («надо знать, кто заказывает музыку!») вовсе не нужен.
Мне не пришлось участвовать на Агадуях в Парке дружбы, но помню, как много лет назад на фольклорной практике студенты ЧГУ спали на матрацах в захудалом клубе, как со временем открыли сельский музей в заглохшем Сиктерме. Тогда от школы, больницы, столовой, конторы и зданий колхоза остались только воспоминания, но Иван Казанков метеором влетел в родной край с идеей возрождения нации.
Теперь по книге Алмантая читаю подробности туркомплекса «Новый Сувар» и вижу в мыслях посещения со студентами музея древнего Сувара с заведующей, племянницей великого Ш. Марджани, хожу по Дворцу чувашского царя, Храму Огня, школе, по домам-музеям тюрков, финно-угров, индоевропейских, иранских подворий, по монетным, ремесленным, конным, рыбным, банным дворам этнокомплекса. Ищу новое в каждом доме. Ведь с народами, описанными в энциклопедиях, википедиях и в этих домах, чуваши имеют исторические и современные связи. Со многими весьма значительные. Это надо бы отразить конкретно в интересах любопытных посетителей.
Внимательно просмотрел, к слову, раздел «Экспедиция в Сибирь атамана Ермака». В Тобольске когда-то мы с руководителем Тюменской автономии «Таван» Владимиром Логиновым и институтским этнографом Георгием Матвеевым провели чук на Чувашском мысе, нашли интересные следы Ермака и Бичурина. Жаль, что друг Алмантай не воспользовался ценными сведениями об иртышских чувашах в отряде Кучума и их роли в битве казаков с сибиряками.
Богатая вторая глава (всего в сборнике пять глав) посвящена суваро-булгарской культуре. В ней читатель найдет сжатое повествование о персидской, хунской империях, о стране Супарту, о каганате Хазарском, государстве и княжестве Суварском, о Волжской Серебряной Булгарии. Не пропущены Золотая Орда, Казанское ханство и истории чувашей в Российском государстве. Об этих периодах имеется тьма книг и источников. В списке «Литература, источники и примечания» приведены сотни книг наших историков и иностранных исследователей. Даже древних. Они цитированы в каждой главе, но я не уверен, что Алмантай приводит их по изданиям 1870 (ибн-Хусейн, аль-Балхи), 1901 (Абу-Исхак) годов. Словом, хочу сказать, что библиографию в данном случае интересующимся экскурсантам лучше давать в более познавательном виде без многоразовых перечислений.
Воспринял я труд В.Н. Алмантая восторженно. Давно ждал такого лаконичного научно-популярного изложения народной судьбы. Конечно, штатные историки со многими высказываниями автора могут не соглашаться, но это не беда. В следующей печати, не сомневаюсь, композиция будет приведена в более стройную логическую форму, материалы подогнаны под жанр издания, мелкие научные неточности будут непременно исправлены, и книга распространится по всему миру светлым озарением о чувашском народе, «затерянном в тени» других наций.