Следующая по счету деревня по правую сторону от Чебоксар — это ДЕРЕВНЯ БАННОВО.
Располагалась она по правую сторону оврага, также именуемого картой 1793 года ОВРАГ БАННОЙ. Сама деревня названа как «БАННАЯ».
Первое упоминание о деревне — это 1625 год, где селение называется еще «ПОЧИНОК ЗАВРАЖНЫЙ» Свято-Троицкого монастыря близ уездного города Чебоксары. Уже в 1646-м появляется второе и основное название — ДЕРЕВНЯ БАННАЯ.
Если с первым название понятно буквально всё — «выселок за оврагом», то со вторым — сплошной туман. Сразу думается в сторону слова «баня». Бритва Оккама («Не следует множить сущее без необходимости»): баня — Банная. Но это не точно.
«Деревня бань», «Деревня с банями», хотя нет никакой необходимости строить бани в отдельной деревни — лучше строить баню рядом с домом, во дворе, ну поодаль, ближе к ручью какому-нибудь. Хотя может в деревне было как-то аномально много бань, и это удивляло жителей округи? Или там была какая-то выдающаяся мега-баня? Не знаю.
Банново, Баннова, Банная и даже Банновая (1894).
[Нашу деревню Банново не следует путать с деревней Банново, которая также была в Чебоксарском уезде, а затем и в районе. Наша деревня — русская, тогда как другая — чувашская. Вообще последняя правильно называется Паникас — «деревня Пани» — по имени основателя (против чувашского названия нашей — «П(Б)анново сали»). Их вообще было две — Паникас-Тохтар (Банново-Тохтарово) и Паникас-Янташ (Банново-Яндашево), которые в 1935 слили в одну деревню Паникасси (Банново). Там история сложнее, рассказал только позднюю. Со строительством города-спутника Чебоксар, Новочебоксарска, подчинена в 1965-м горсовету. Но окончательно исключена из списков только в 2004-м году.]
Интересно, что население деревни во второй половине XVII века не росло, а наоборот — уменьшалось. В 1646-м было 50 человек, в 1677-м — уже 30. При этом население других монастырских деревень либо оставалось прежним, либо даже чуть увеличилось.
Виной тому могла быть и чума 1650-х годов, и в целом нежелание крестьян быть монастырскими — многие бежали в другие края в поисках лучшей доли.
Но селение выжило и далее уже только понемногу росло. В 1771-м — 54 жителя, в 1859-м — уже 110, в 1897-м — 149, в 1908-м — 171.
Судьба деревни аналогична судьбе других деревень Троицкого монастыря (кстати, позднее селение составляло приход Христорождественской церкви в Чебоксарах). Во всяком случае до революции. Жители также занимались землепашеством и заготовкой дров.
В советское время деревня сначала принадлежала Чебоксарской волости, после районирования, в 1927-м, уже Соляновскому сельсовету Чебоксарского района.
Также на бумаге в 1939–40-м была включена в черту Чебоксар, но окончательно выбыла из списков селений только в 1978-м.
Переименована в УЛИЦУ ПРИБРЕЖНУЮ. Поэтичное, практически курортное название. На деле берег, а именно берег Волги, там еще далеко. Есть овраг, там ручей, а есть, точнее была, запруда — пруд Якимовский. И уже берег пруда. Тихий уголок для своих.
После войны параллельно улице на восток возникает улица Складской проезд — некий промышленный район города с небольшими предприятиями, базами и, как видно из названия, складами.
Топоним же Банново исчез совсем, нет даже памятной остановки.
Алексей Киров, краевед