Рассказывая про Протопопиху, я намеренно не упомянул про современную ее часть, расположенную через речку на левом берегу. Потому как это изначально была не Протопопиха, а самостоятельная деревня со своим названием — МАЛОЖДАНОВО. И до того, как она слилась с Протопопихой, а потом уже с городом, у нее была своя собственная история.
Деревня такая же старая, как и большинство деревень вокруг Чебоксар — основана к началу XVII века, но имеющая одно важное от них отличие.
Маложданово — это деревня служилых новокрещенцев. Татар и чуваш, принявших православие.
Во время и после взятия Казани в 1552 году многие иноверцы, люди нерусские стали служить царю всея Руси Ивану IV Грозному. Сражались в полках дворянского ополчения, а в мирное время несли пограничную службу и даже выполняли полицейские обязанности. За службу им выдавали земельные наделы.
Так, в самом городе Чебоксары возникла Басурманская слобода (басурмане — так называли в то время мусульман), которая располагалась на территории современного Президенского бульвара и Советской набережной (о них обо всех рассказать бы отдельно).
А вот неподалеку, в трех верстах на запад, на левом берегу Чебоксарки — уже и Маложданово. Главным образом из-за земель в пойме реки и мельницы, построенной выше по течению реки.
Почему такое название у новокрещенцев — Маложданово — не могу объяснить.
На севере же деревни был овраг, получивший название «БЕРѢНДЕѢВЪ». От него у нас есть топоним-урбоним — БЕРЕНДЕЕВСКИЙ ЛЕС. И остановка с таким названием.
От «берендеи (берендичи)» — названия кочевого народа тюркского происхождения. Что сильно логичнее объяснения в разных источниках про «крестьян-переселенцев из Нижегородчины, поселившихся в окрестностях русского города Чебоксары в XVI-XVII веках» и почему-то давших такое название лесу — «потому что леса были дремучие — ну и впрямь как в сказке». То же мне объяснение.
[Интересный факт: профессором Казанского госуниверситета Петром Ивановичем Кротовым в 1907 году здесь, в окрестностях Маложданова, «по крутому левобережью р. Чебоксарки между д. Протопопихой и городскими кирпичными сараями … прямо на поверхности крутого берега этой речки, по склону его или по многочисленным оврагам, здесь находящимся» были найдены залежи фосфоритов — ценных минеральных удобрений. Предлагалось наладить их добычу, но не случилось.]
Со временем население деревни обрусело. И бывшие служилые новокрещенцы стали частью многонационального русского народа. А деревню стали считать русской.
На картах и в документах деревню еще иногда называют МАЛОЖДАНОВКА.
С конца XVIII века и до 1926 года на картах при хорошем масштабе деревню всегда видно на левом берегу напротив Протопопихи. [Только на карте 1894 года деревню ошибочно указали выше по течению реки, в районе мельницы.]
А из Списка населенных пунктов Казанской губернии читаем, что число жителей Маложданово мало чем отличалось от числа жителей соседней Протопопихи (141 против 148 в 1897 году, 160 против 167 в 1907-м). В то же время книга со статистикой переписи 1897 года прямо называет Маложданово частью деревни Протопопихи. А уже в книге о населенных пунктах ЧАССР есть статья, где сказано, что русская деревня Маложданово Протопопинского сельсовета Чебоксарского района после 1929 года не упоминается.
Видимо, с какого-то времени деревни воспринимали вместе, а на волне коллективизации и вовсе объединили.
Границы деревни на современной карте угадываются. Так, начало деревни дала небольшая улица у самой реки на юге. Видимо, дальше деревня росла на северо-восток, а потом еще в сторону, на запад.
Эти по сути две пересекающиеся улицы называются одинаково — КРАСНОГОРСКАЯ.
С середины 1970-х и до начала 1980-х севернее деревни, в том самом Берендеевом овраге, устроили ПЕВЧЕСКОЕ ПОЛЕ — масштабное сооружение из асфальта со ступенями — такой амфитеатр на свежем воздухе с агитационной конструкцией наверху.
Здесь отмечались так называемые Праздники песни и труда. Пели большие сводные хоры и играли оркестры. Массовость и ламповость (пели просто так, без подзвучки) событий поражает до сих пор.
Конструкцию снесли, что называется, до состояния «зеленая трава» — не найти ее теперь на местности.
На снимке 1972 года еще не видно, но сейчас деревню окружают садовые некоммерческие товарищества — СНТ «Лесное» на севере, «Хевел (Хĕвел — „Солнце“ по-чувашски)» и Журналист» на западе.
Солнце Маложданова закатилось, но Красная Горка продолжает жить.
Алексей Киров, краевед