Вы сейчас просматриваете Деревни Чебоксар: Селивановка

Деревни Чебоксар: Селивановка

Последней из деревень Чебоксар, располагавшихся грядою по течению речки Чебоксарки, была деревня СЕЛИВАНОВКА.

Селение было, видимо, более молодое, нежели Протопопиха и Свечкино, но тоже старое. На карте 1793-го уже присутствует. Как деревня СЕЛИВАНОВО.

Названо по фамилии дворянского рода Селивановых — известных в Чебоксарах в XVIII–XIX веках казанских губернских форстмейстеров (или лесничих). Известно, что Пётр Иванович Селиванов (ок. 1750 – неизв.) – коллежский асессор, майор, чебоксарский предводитель дворянствав 1807-09 годах был помещиком деревни Селивановка. Унаследовал от отца, Ивана Прокофьевича, каменный двухэтажный дом в Чебоксарах, которых сохранился в сильно переделанном виде до наших дней.

Это дом № 24 по улице Сеспеля, 1773 года постройки, близ самого Введенского собора. Сейчас это Отделение медицинской реабилитации при Первой горбольнице, а некогда, в 1798-м, здесь даже останавливалась свита императора Павла I, дважды посетившего Чебоксары.

Владение дворянское — наша деревня Селиваново — было небольшим. Даже в 1907-м в нем проживало только 18 человек.

Деревня располагалась на левом берегу Чебоксарки северо-восточнее Свечкино, в двух верстах от Чебоксар.

Примерные границы деревни на современной карте города — это начало улицы Василия Алендея. На краю сад. тов. «Электрик». И вниз по склону до моста через Чебоксарку, до улицы Грибоедова.

Направление этой единственной улицы деревни было с севера на юг, немного наискось. Не вдоль речки, как у Протопопихи и Свечкино. Из-за рельефа местности — селение было как бы зажато между двумя оврагами.

Самый интересный факт про топонимику Селивановки — это ее второе название. Так, в «Списке населенных мест Казанской губернии» 1859 года она называется «владельческая деревня СЕЛИВАНОВКА (КРУГЛОЕ КОЛЬЦО)». Что еще за «Круглое Кольцо»? А кольцо бывает иным, квадратным, к примеру? Почему вообще кольцо?..

Мысль тут могла бы завести нас в самую неожиданную строну, если б не случайный документ 1804 года — «Реестр пригородных деревень Чебоксарского уезда, пользующихся городским кладбищем…», где шестым пунктом сказано: «Селивановки Круглое ПОЛЬЦО тож, помещика господина Петра Селиванова…» Ааа! Вон оно что, оказывается. Просто опечатка (ошибка)! Польцо! Уменьшительное от «поле». Даль в своем словаре приводит целый ряд однокоренных слов: «Полькó, пóльце, ПОЛЬЦÓ, пóлечко, поли́шко, поли́ще».

Сразу становится ясен смысл выражения «КРУГЛОЕ ПОЛЬЦО». И на карте 1793 года видно это круглое пространство вокруг селения. Да даже и на плане 1947 года тоже видны округлые очертания полей деревни.

Еще на картах и в документах встречаются такие варианты названия деревни, как: СЕЛИВАНИХА (1914 — в один ряд с Протопопихой и Кнутихой) и даже СЕЛИВАНКИНО (1947).

Карты 1880 и 1928 года путают расположение деревни со Свечкино, меняя их местами.

Интересен еще и тот такт, что деревня была, можно сказать, промышленным селением. В «Списке» 1859 года указано, что в деревне был «поташный завод». Поташ — это устаревшее и тривиальное название соли карбоната калия (хим. средняя соль калия и угольной кислоты с формулой K₂CO₃). Вещество, известное с древности, было очень полезным в хозяйстве — от производства мыла и стекла до производства селитры для пороха. Петр I даже вводил в 1721 году госмонополию на производство поташа. И не из соображений прибыли, а практически из эко-соображений — для сбережения ценного леса. Потому как для изготовления поташа требовалось пережигать очень много древесины.

Традиции производства сохранялись в деревне до начала XX века. Так, в ведомости 1910 года при деревне Селивановке числятся производства в жилых строениях — домах крестьянина Михаила Петрова и Филиппа Васильева. Правда, каков был характер производства, неизвестно.

Некогда помещичья деревня в дальнейшем повторила судьбу соседних деревень Свечкино, Протопопиха и Маложданово — в 1939–40 годах присоединена к городу формально, потом жила в Заводском сельсовете, затем — в Чандровском, а с 1997 года признали де-юре то, что было уже давно де-факто — стала частью города Чебоксары.

Уже в XXI веке к деревне вплотную приблизился бурно растущий городской микрорайон «РАДУЖНЫЙ».

Топоним утерялся полностью. Нет ни остановки, ни даже сходного названия улицы. Последние дома Селивановки живут на карте города как дома №№ 8 и 9 по улице Рябиновской.

Алексей Киров, краевед

Телеграм-канал «Визуальная культура»

Добавить комментарий


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.