«12 февраля 1921 года в помещении Чувашского отдела состоялось многочисленное частное совещание местных деятелей, на котором обсуждался вопрос об открытии Общества и Национального музея» (Отчет за 1921-1923 г. Чебоксары, 1924. — c. 4). 7 апреля 1921 года в Чебоксарах состоялось торжественное заседание с концертом по поводу организации «Общества изучения местного края».
Эта «могучая кучка» вскорости организовала местные филиалы в районах Чувашской автономной области, Алатыре, Москве, Питере, Нижнем Новгороде, Казани, Ульяновске, Самаре, Саратове, Бугуруслане, Уфе, Кемерове.
Поскольку движение централизованно контролировалось государством, издавались специальные журналы, то руководящие работники ЧАО (Даниил Эльмень, Сергей Коричев, Ананий Михайлов, Иван Ефимов, Николай Золотов, Тимофей Варфоломеев, Иван Яштайкин) и видные деятели национальной науки, культуры и искусства Федор Павлов, Степан Максимов, Моисей Спиридонов, Емельян Маден, Федор Тимофеев, Николай Шубоссини, Николай Патман, Кузьма Элле и другие вошли в Совет и актив общества. В это золотое время проведено множество научно-практических экспедиций, конференций, обсуждений с привлечением крупных ученых Москвы (А.Е. Ферсман, Б.Н. Вишневский), Ленинграда (Н.Я. Марр, Н.Н. Поппе), Казани (В.Ф. Смолин) и других городов.
Наравне с Обществом изучения чувашского края (центр в Чебоксарах) усиленно работало Общество изучения чувашской культуры (центр в Москве). Почетными членами ОИЧ Культуры были Иван Яковлев, Николай Ашмарин, Николай Марр.
Титаны Общества изучения чувашского края своими усилиями подготовили и открыли Чувашский центральный музей, Чувашскую книжную палату, Чувашский научно-исследовательский институт, заложили камень под Чувашский университет и академию. В золотое десятилетие в Чувашии были развернуты все виды краеведения – школьное, педагогическое, музейное, библиотечное; историческое, антропологическое, археологическое, геологическое, зоологическое, ботаническое, лингвистическое, литературное и др.
Этот период для нас оставил образцовые отчеты о своей работе в виде книг от 1924, 1927, 1929 годов. Хотел бы, чтобы каждый из краеведов всерьез ознакомился с книгой «Первый всечувашский краеведческий съезд (15-21 июня 1928 г. в г. Чебоксарах ЧАССР): Тезисы докладов и резолюции. – Чебоксары. — 1929». На Первом съезде активное участие принимали 115 делегатов из всего чувашского мира. Это было яркой демонстрацией живой энергии, нравственной и интеллектуальной силы народа.
Но над краеведением постоянно нависали черные тучи. К примеру. Из Чебоксар большевики изгоняют активнейшего деятеля родной культуры Алексея Милли. 23 февраля 1926 года на бюро обкома ВКП(б) обсуждают пьесу члена Общества краеведов Михаила Юрьева «Последние дни Булгарского государства». Следствием обсуждения является незамедлительное отстранение его от должности главного режиссера Чувашского театра.
Когда в Москве в 1930 году состоялся съезд членов Общества изучения чувашской культуры, из Чебоксар в высшие инстанции полетели кляузные письма. Результаты оказались плачевными.
До поры до времени краеведческие объединения продолжали усиленно работать. Успешно действовала секция чувашского краеведения в Обществе изучения местного края при Академцентре Наркомпроса Башкортостана. Если в мае 1927 года в этой секции состояло 19 чуваша, 2 русских, то к 1930 году ее состав вырос до полсотни людей. Особую трудоспособность проявил Гурий Комиссаров–Вандер, который выпустил несколько книг и программ. Чувашская секция в Уфе закрыта 8 января 1932 года.
Метаморфозы ХХ века поразительны. Когда открыли дело «врага народа» Алексея Милли, литературовед Федор Меценатов на суде в 1937 году смело отстаивал его честь и правоту, когда как Василий Долгов, Михаил Сироткин подписали ложные показания против арестованного. Но перед официальной историей виновным остался Ф.С. Меценатов, которому приписали гнус об Обществе изучения чувашского края в его учебнике «Чувашская литература» для 8 класса 1940 года (с.61): «Революци хыҫҫӑнах чӑваш ҫӗршывӗнче буржуаллӑ правительствӑ «Аслӑ Канаш» тума хӑтланнӑ. «Нацилле общество» часах саланман. «Чӑвашсен нацилле обществин» лагерӗнчи тӑшмансем «Вырӑнти края тӗпчекен общество» организациленӗ. Вӗсем вырӑс, тутар т. ыт. халӑхсене хирӗҫ элек сараҫҫӗ: чӑваш халӑхне партипе совет влаҫне хирӗҫ тӑратма пӑхаҫҫӗ. Буржуаллӑ националистсен тӗп тӗллевӗ вӑл – капитализма реставрацилесси пулнӑ». Это, известно, не слова автора учебника. Они вписаны в него гранитно-идейными Долговыми и иже с ними. Несгибаемый Ф.С. Меценатов сложил голову в лагерях и имя его до сих пор остается вне энциклопедий.
В лагерях ушли в вечность многие славные сыновья и дочери чувашского народа. Среди них – секретарь ОИЧК в 30-ых годах ХХ века, заведующий культурно-историческим и естественно-историческим отделами Общества М.П. Петров-Тинехпи, неутомимый энтузиаст А.П. Милли, один из основателей Общества Дмитрий Юман, педагог Михаил Корбут, фольклорист Григорий Тимофеев и др.
Жестокие 30-ые годы принесли непоправимый урон духовной культуре «мелких» народов. Общества изучения местных территорий повсеместно были закрыты. У чувашской делегации, побывавшей на приеме у Сталина, вождь спросил: «Пострадает ли мировая революция без чувашской культуры?»
Верные сыны и дочери народа были объявлены врагами советской власти и расстреляны.
Мы возродили память о них. Им посвящали конференции и «круглые столы», учредили медали и дипломы имени Яндуша, Тинехпи, Милли, Юмана, Вандера, Элле. Их имена теперь включены в справочники и энциклопедии.
Наш Союз чувашских краеведов напрямую продолжает начатое ими святое дело.
из статьи «К истории чувашского краеведения» В.П. Станьяла