Вы сейчас просматриваете Чувашские имена Москвы

Чувашские имена Москвы

Если приехать в стольный град Москву по автостраде, повернув влево от МКАД (Московской кольцевой автомобильной дороги) по Новоухтомскому шоссе (это до пересечения Рязанского и Лермонтовского проспектов), доехать до Каскадной и, опять повернув влево, проехать между 5 и 6 переулками, наткнешься на Чебоксарскую улицу. Это Косино-Ухтомский район Восточного административного округа столицы, известного как Люберцы. Если ехать поездом, то можно сойти на станциях Ухтомская или Косино.

Я давно не был там. В последний раз гулял по знакомой улице Чебоксарской 15 декабря 2000 года. Наверное, многое с тех пор изменилось. Тогда эти места сильно застраивались, было даже тесновато. Сколько еще в Москве улиц наших земляков – не знаю, но следы героического прошлого всё же остались.

Казанский (бывший Рязанский) вокзал, построенный в 1862-1864 годах, встречает поезда из Чувашии на знаменитой тремя вокзалами Комсомольской (Каланчевской) площади. Кто только не ехал по этой дороге! Владимир Ленин в 1890-м из Самары приехал, потом работал в Кремле. В его кабинете хранятся книги о чувашах, им подчеркнутые. У него на приеме были сын Ивана Яковлева Алексей Яковлев, Тимофей Кривов, организаторы автономии Даниил Эльмень, Сергей Коричев, Василий Алексеев, встречались Булочников, Сеспель, Зинаида Сусмет… Евдокия Орлова беседовала с Крупской, колхозники-ударники гостились у Калинина. Все чувашские делегаты многочисленных съездов собирались в Кремле, выступали писатели Аркадий Золотов, Анатолий Емельянов. Я запомнил яркую речь на партсъезде моего однокурсника Аркадия Айдака…

27 июня 1921 года на фабрике «Трехгорной мануфактуры» приняли постановление отчислить «недельную зарплату с премиальной платой и по одному аршину ситцу из натурпремии с каждого партийного товарища в пользу голодающих». IV съезд Чувашского РКСМ ответил благодарственным письмом (Правда, 1922, 6 окт.).

В голодный период 1921-1922 годов рабочие Красной Пресни взяли шефство над Чувашией, приютили у себя голодных детей. Об этом писал росший здесь в интернате писатель Дмитрий Исаев. Этот благородный шаг незабываем никогда.

В 1926-1935 годах в центре столицы на улице Никольского, дом 10, корпус 5, выпускалась центральная газета «Чӑваш хресченӗ / Коммунар», издавались книги на национальных языках. На этой улице встречались с Метри Юманом молодые поэты Марк Аттай, Педер Хузангай, Яков Ухсай, писатели Алексей Талвир, Кузьма Чулгась, работали Иван Викторов, Гаврил Молостовкин, Афанасий Лисков, Павел Дубровин, Григорий Краснов-Кезенни, Илья Павлов, Георгий Ломоносов – перечислить всех, наверное, не удастся даже в целой энциклопедии.

В каждый приезд в Москву, один и со студентами, обязательно кланяюсь могилам земляков на Ваганьковском (просветитель Иван Яковлев, оружейник Алексей Судаев), на Новодевичьем (работник ЦК партии Прокопий Семенов). На Пятницком похоронен заслуженный учитель Алексей Васильев – дед доктора наук, полковника Николая Борисовича Васильева. На других кладбищах не был, но и там лежат земляки. Тысячами чувашских девушек и парней славились на стройках города. Об этом в 20-х годах ХХ века писал на страницах журнала «Сунтал» Николай Золотов, а в конце столетия не раз давал репортажи фотограф Виталий Самарин и потом разрозненные культурные центры собирал воедино Чувашская автономия. Сейчас национальные праздники и акадуй привлекают сородичей также много – то в парках, то на территории выставки достижений народного хозяйства. ВДНХ выделяет в своих павильонах место чувашской продукции с 1959 года. Центральная пресса не раз писала об успехах чувашских земледельцев, хвалила узоры альгешевских мастериц и успех чебоксарских тракторостроителей.

Довоенная и послевоенная столица крепко вписала в память наших солдат. Список чувашских военных Москвы неисчислим. Контр-адмиралов знаю несколько – это Бочкарев, Галкин, Козленков, Пахомов, Разумов, Родионов, Серебренников… Генералов, наверное, более тридцати, не отмеченных офицерскими званиями – тысячи. Только чапаевцев, с которыми встречался или переписывался, в моем списке более десяти: Яков Володихин, Владимир Виноградов, Евдокия Волжская, Александр Горчаков, Степан Данильченко, Петр Евлампьев… Переулок Гимназический в 1931 году недаром назвали именем Василия Чапаева, а под Казанским вокзалом появился его памятник, куда мы ходили с нестареющими чапаевцами.

Запомнились судьбы подмосковных героев-чувашей. Оставшиеся в живых под Москвой преподаватель Степан Жарков и писатель Павел Щипцов рассказали о смертных боях подольских курсантов. В Подмосковье трагически погибли и наши бойцы. Это был, думаю, боевой трамплин к звездному небу. В Звездном жили все наши трое космонавтов. Нам в редакцию о них сообщал председатель месткома Илья Тявин, пропускал иногда земляков к землякам. Последние годы жизни провела в Подмосковье наша чувашская фольклористка Ефросиния Сидорова.

Многие творческие коллективы и театры столицы на своих сценах вырастили мастеров чувашской сцены. Среди композиторов, музыкантов, певцов, артистов мирового уровня – имена Николая Мордвинова, Михаила и Максима Михайловых, Андрея Эшпая, Галины Максимовой и Леонида Фейгана, Алексея Мажукова, Игоря Николаева, Александра Галкина, Анатолия Любимова, балерины Надежды Павловой и целого ряда молодых дарований. В ГИТИСе работали Дмитрий Данилов, Владимир Абашев, Ираида Петрова, Геннадий Айги, Ева Лисина, было организовано несколько студий, выпустивших знаменитых чувашских артистов. А сколько еще в театральном училище имени М.С. Щепкина? Сколько обучалось в МГУ, МГПИ, Баумановском училище и других институтах и высших школах?

Чувашский театр имени Константина Иванова несколько раз гастролировал в Москве – свой след в столице оставили спектакль «Ҫиҫӗм хыҫӑн аслати» в ГИТИСе и «Праски инке хӗр парать» в МХАТе. Недооцениваем мы сейчас творчество крупнейших писателей, таких как, например, детский драматург, автор «Финиста Ясного Сокола» и других классических произведений Николай Шестаков (из Алатыря), талантливый русский писатель, по поручению Максима Горького много писавший про Чувашию, драматург Алексей Симуков.

Российская академия наук, Академия сельскохозяйственных наук, Академия педагогических наук, технические и другие вузы Москвы могут гордиться своими воспитанниками – чувашскими учеными. В их числе – известные исследователи Александр Изотов, Михаил Сироткин, Геннадий Волков, Сергей Абруков, профессор Георгий Волков, гидрометереолог Иван Волков, биолог Александр Вознесенский, Александр Вишняков, Семен Григорьев-Эсрель, Виталий Якимов, архитектор Петр Барановский, медик Матвей Горелов. Этих имен сотни, молодых теперь еще больше.

Действовали в Москве молодежные и студенческие чувашские землячества, сейчас неплохо работают культурные автономии и самодеятельные коллективы. Помнятся встречи в чувашской комнате Некрасовской библиотеки, беседы в мастерских художников Кориных и скульптора Алексея Майраслова, в квартирах писателя Метри Кибека, профессоров Некрасовых и Яковлевых, документалиста Ивана Риманова, руководителя чувашской автономии профессора Виссариона Пряникова, встречи с племянником академика Ивана Каратаева, сподвижником дружбы народов Виталием Катраськиным, художником Иваном Эльмуком, литератором Еленой Ухсай. Много говорили о подготовке московской чувашской энциклопедии с Петром Мульдияровым и другими краеведами. Думаю, что книгу «Чуваши в Москве» или «Чувашскую энциклопедию Москвы» в скором времени все-таки издадут. Москва и чуваши столицы своими боевыми и трудовыми подвигами заслужили этой чести.

Виталий Станьял

Добавить комментарий


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.