Есть в архивных документах упоминания отдельных давно забытых топонимов. Полуистлевшие и разнящиеся имена. Но еще сложнее соотнести былые селения с конкретным местом, где они были. Это почти детектив. В пространных описаниях с саженями и опорными столбами, наверное, очень понятных современникам, почти невозможно представить себе геометрию — или ничего не сходится, или просто какое-то место тогда называлось по-другому и рушится вся система координат. К примеру, Тайболка — это одно из названий Сугутки, а еще Тайболка — это наша Кайболка. Поди разберись! Ну а чего только стоит привязка рассказчика на местности к «вязовому пню» или «двум ямам»!
Но иногда звезды сходятся, и у историков и исследователей складываются имя и место.
Так произошло с деревней, которое существовала под своим именем недолго, в конце XVII века, а потом превратилась в улицу растущего города Чебоксары.
Имя ей СЕЛЬЦО СЕКИОТОВО.
Имя как из святцев взятое. Был такой Феодор Сикеот (в русском написании буквы И и Е места свои поменяли) (греч. Θεόδωρος Συκεώτης) — христианский святой, аскет и чудотворец аж VII века, живший в Галатии (сейчас — часть Турции). Был на Руси дворянский род — Секиотовы.
Но доподлинно известно из документа 1686 года одно: «За чебоксаренином за Иваном Ивановым сыном Слузовым в поместье ПУСТОШЬ СЕКИОТОВА на суходоле, а в ней пашни 37 чети (18,5 га) в поле…»
В другом же документе уже 1697 года написано: «от слободы (думаю, Басурманской) по речке Чебоксарке вверх по горе до Ивановой земли Слузова СЕЛЬЦА СЕКИОТОВА 80 сажен». То есть сельцо было на возвышенности («горе») и надалеко (171 м) от Чебоксарки.
Может, построил за 10-то лет дворянин Иван Слузов себе дом на пустоши, поселил рядом крестян своих, и основал тем самым сельцо.
Пустошь — это место исчезнувшей деревни, «пустопорожняя от людей земля». Другое близкое по смыслу понятие — «урочище». Значит, было поселение Секиотово еще раньше пустоши, а потом снова возродилось на прежнем месте уже как сельцо.
Однако, откуда название Секиотово? Не ясно. Был еще «чебоксаренин» Иван Секиотов с сыном Григорием, упоминаются они в документе 1697 года, но не в связи с сельцом.
Однако, имя владельца, а не название сельца, вошло в историю. Стали чебоксарцы называть то место «Слузовой горой». Она быстро влилась в черту города и стала УЛИЦЕЙ СЛУЗОВА ГОРА. Иногда встречается написание СЛЮЗОВАЯ ГОРА. Название сохранилось до начала XX века, а в народе так это место и продолжали называть старожилы.
Интересен тот факт, что основной въезд в город с запада (как говорили тогда, «проезд от Москвы» или «дорога до Нижнего») проходил как раз через Слузову гору. Путник проезжал гору, пересекал Чебоксарку по мосту и двигался дальше в центр к Успенской церкви. Уже позднее главным въездом («Большой Московской дорогой») стала будущая улица Константина Иванова.
В советское время, в 1918-м, улицу сначала переименовывают в УЛИЦУ ЖУКОВСКУЮ. В честь поэта Василия Андреевича Жуковского (1783–1852), наставника Пушкина. Затем в 1926-м — в УЛИЦУ ГЕРЦЕНА. В честь другого писателя и публициста — Александра Ивановича Герцена (1812–1870). Второй, видимо, виделся пореволюционнее и поактуальнее первого.
Улица сохранилась вместе с именем и даже сейчас переживает второе рождение — активно застраивается новыми домами.
В 2003-м в конце улицы под горой на насыпном кургане поставили памятник «Монумент Матери-Покровительнице» за авторством Владимира Нагорнова и сотоварищей — наш ответ статуе Христа-Искупителя в Рио-де-Жанейро (Наш-то повыше на 8 м будет! Правда, их стоит на высоте 709 метров над уровнем моря).
Микрорайон же за памятником народ метко прозвал «ЗАМАМЬЕМ».
Северная сторона улицы Герцена сейчас почти вся застроена новыми высотными домами, а южная сторона, которая овражная, еще состоит из старых деревянных домиков. Построенных на месте того самого сельца Секиотово.
Алексей Киров, краевед