В Государственном историческом архиве Чувашской Республики состоялось очередное занятие в рамках просветительского проекта «Архивный час». Открывая мероприятие, директор архива Галина Ертмакова отметила, что «сегодняшняя лекция замыкает так называемую триаду архивных источников (метрических книг, ревизских сказок, исповедных ведомостей), в которых можно найти ценную информацию о предках, живших до революции».
Подробно о таком виде генеалогического источника, как исповедные ведомости, любителям семейной истории рассказал главный архивист отдела публикации документов Александр Семенов. Своими интересными находками и непосредственной работой с исповедальными ведомостями поделились краеведы Татьяна Аниченкова и Петр Корняков. За активное участие в проведении просветительского проекта Петру Васильевичу были вручены Благодарность и новинки печатных изданий архива.
«Данный вид документа обязателен к изучению для составления своей родословной, поскольку в нем содержится поименный состав семьи с указанием возраста и вероисповедания», – подчеркнул Александр Анатольевич. Исповедные ведомости составлялись ежегодно православными священниками для учета прихожан, бывших в этом году на исповеди и причастии. Такая запись обычно появлялась перед Пасхой, во время Великого Поста. В Государственном историческом архиве Чувашской Республики исповедные ведомости хранятся в фондах церквей. Обратим внимание, что данный тип документа после 1860-х гг. встречается крайне редко. Связано это с тем, что поздние исповедные росписи были включены в список документов, подлежащих уничтожению, как не имеющие исторической и практической ценности, и были уничтожены в ходе макулатурных кампаний 1920–1930-х гг. Поэтому, уважаемые пользователи, досконально изучайте опись, т.к. отметка о выбытии дела может быть записана в самом конце.
Законодательно обязанность ходить на исповедь впервые была закреплена в 1697 г. в «Инструкции старостам поповским или благочинным надзирателям» патриарха Адриана. Согласно инструкции священник обязан был отправлять в Патриарший приказ списки прихожан, уклоняющихся от исповеди. Окончательно же закрепил ведение исповедных ведомостей указ Сената и Синода от 16 июля 1722 г., а в 1737 г. был введен единый формуляр, который действовал вплоть до 1917 г.
Что касается содержания, то в росписях записывались все прихожане по сословиям: сначала духовенство, затем военные, дворяне или статские, купцы, мещане, цеховые и городские обыватели, дворовые (до отмены крепостного права в 1861 г.), и в последнюю очередь – крестьяне. Внутри каждого сословия семьи записывались по алфавиту с нумерацией дворов или домов. Для каждой семьи приводился полный ее список: глава семьи, его жена, их дети, внуки и другие люди, с ними живущие. Если супруг у кого-то уже умер, указывалось вдовство оставшегося. Детям полагалось исповедоваться с семилетнего возраста, однако в исповедные росписи обычно вносили детей старше года. Таким образом, у каждого человека указывался порядковый номер – отдельно для женщин и для мужчин, возраст и делалась пометка был ли на исповеди и причастии.
Сама ведомость содержала три графы, касавшиеся непосредственно исповеди. Графа «Кто были у исповеди и Святого Причастия» содержала отметку «был» или «не был». Записей в графе «Кто же исповедовались токмо, а не причастились, и за каким винословием» обычно или не было или было крайне мало, поскольку священникам рекомендовалось использовать отлучение от причастия с крайней осторожностью. В графе «Которые у исповеди не были» указывалась причина, по которым человек не был на исповеди.
Стоит отметить, что часто списки жителей переписывались с прошлого года, менялся только возраст. В связи с чем иногда допускались новые или сохранялись старые ошибки в именах, возрасте или отчестве (по-современному, в фамилиях).
Для составления своего генеалогического древа исповедные ведомости – отличный источник информации. Этот документ поможет исследователям за один раз узнать состав семьи, их сословную принадлежность и возраст.
Источник: Государственный исторический архив Чувашской Республики