Сайта кӗр | Регистраци | Сайта кӗрсен унпа туллин усӑ курма пулӗ
+22.3 °C
Юлташу хӑвӑнтан лайӑхрах пултӑр.
[ваттисен сӑмахӗ]
Виталий Станьял: Возвращая историческую память
Виталий Станьял14.08.2023 13:52287 хут пӑхнӑ
О книге Г.Л. Васильева «Акрамовская волость в истории Чувашии» (Чебоксары: Новое время, 2023. 328 с.)
Вышло из печати основательное исследование учителя, почетного краеведа Геннадия Леонидовича Васильева об известной в истории Чувашии и Российской империи Акрамовской волости. В нем целостно объединены документальные сведения об этой административной единице, рассмотрены история ее образования и преобразования, деревни и выселки, земельные общества, население, борьба крестьян за человеческую жизнь, развитие земледелия, товариществ, промыслов, мельниц, маслобоек, ремесел, кузниц, артелей, школ, лечебниц, церквей, торговли, базаров и ярмарок, духовной культуры и многое другое — весьма познавательно и интересно. Довольно подробно говорится о заметных лицах волостной и уездной власти, например, о волостном старшине Александре Павлове (из Лапкасов), земском начальнике Алексее Аристове, об одном из руководителей крупного Акрамовского восстания Василии Григорьеве, герое Отечественной войны 1812 года, учителях-священниках Любимовых, Пикикасинском учителе унтер-офицере Кондратии Петрове.
Начинается книга главой (всего 8 глав) об истории существования волости до 1861 года, в 1861-1917 годах и до ликвидации в 1927 году. Я с особым интересом следил за исследователем, потому что в историях волостей чувашского края встречал немало нелепостей. Даже до института не слыхал, что наша волость называлась не Сундырской от Большого Сундыря, а Сюндырской от Малого Сундыря — от Старого стана русских воинов, основанного при совершении походов на Казань. Куцая была правда о своем народе в школах и прессе. Долго молчали о прошлом родного края, как будто старались заставить забыть его историческую судьбу.
Волости, как административно-территориальные деления, на Руси известны с ХI века. Были ли в булгарских владениях и в чувашских даругах (тӑрӑх) волости? Наверное, были, ведь слово «вулӑс, улус» русские переняли от восточных народов. Царские губернии, провинции, уезды, волости, сотни, пятидесятки внедрялись в Поволжье — в Свияжском, Чебоксарском, Ядринском и других уездах с чувашскими селениями после покорения Казанского ханства в XVI веке. В Козьмодемьянском уезде Свияжской провинции в начале XVIII века чуваши входили в 3 сотни (Алтышевскую, Кубасовскую, Теняковскую). Наша деревня Малый Сундырь входила в Чигиреевскую пятидесятку. В середине XIX века Козьмодемьянский уезд состоял из 12 волостей и 2 станов с несколькими полицейскими участками. Один из становых приставов находился в Молгачкасах близ Оринина..
Известно, что чуваши не торопились под ярмо царских администраций. Они жили трудом на земле и со своими традиционными порядками жизнеустройства и морали. «В Козьмодемьянском уезде в 1819 году Акрамовская волость не значится. В документе имеются наименования Орининской, Туруновской, Пихтулинской волостей Козьмодьянского уезда, Сюндырской волости Чебоксарского уезда, куда входили тогда изучаемые нами населенные пункты (Васильев, с. 11).
Само собой разумеется, что большие события и книги о них заинтересуют читателя, когда у него имеется какое-либо дело до них. Без понятной заинтересованности такие мудрые фолианты «иностранному» любителю зачастую не подаются. Зацепкой для меня в книге Геннадия Васильева (Янышского парня из Чебоксарского округа) были населенные пункты Акрамовской волости, имевшие общие луга на волжских поймах и входящие ныне в наш округ. При районировании в 1927 году из Акрамовской волости «в Чебоксарский район вошли 19 селений: Аначкасы, Большие Мамыши, Большие Яныши, Вурмой, Лапракасы, Лебедеры, Малые Торханы, Малые Яныши, Пронькасы, Салакасы, Тимой Мамыши, Тойдеряккасы, Туманакасы, Турикасы, Хора Сирма, Хыймалакасы, Чуралькасы, Эльменкасы, Эндимеркасы (Васильев, с. 44).
С Акрамовом эти деревни до сих пор имеют тесные связи. Притом любой грамотный чуваш наслышан про «Шурча вӑрҫи», а многие читали отличный роман народного писателя Уяра «Близ Акрамова» и интересуются историей чувашских и марийских «декабристов», не раз крупно выступавших против произвола крепостнического права и реформ Киселева.
Из документов военного отдела Казанской губернии известно, гласит краевед, что до 1840 года селения Малое Оринино (Оринино), Большое Оринино (Семенькасы), Первое Васькино (Моргауши), Второе Васькино (Хорной, Козьмой), Хоракасы (Кашмаши) входили в Орининскую волость, а деревни Мамышево, Янышево, Второе Туруново, Малые Торханы, Акрамово — в Туруновскую волость. В том году Орининская волость ликвидирована, часть Туруновской волости передана в новообразованную Акрамовскую волость. Вот с тех пор туруновские деревни административно катались по разным волостям. Кинеярская волость Козьмодемьянского уезда тогда вошла в состав Пихтулинской и Акрамовской волостей. Перекидывания деревень совершали не с целью строительства дорог, мостов, школ, больниц, магазинов, кузниц и облегчения быта инородческого крестьянина. Эти реформы производились ради реквизиции, рекрута, досконального сбора оброков, налогов и прочих неисчислимых поборов. С земледельца стражники, дьяки, «бурмисы» нагайками снимали три шкуры. После отмены крепостного гнета акрамовцы усилили земельное дело, животноводчество, развили мельницы, шерстобойки, гончарство, маслогонение, ткачество и другие ремесла. Трагедии голодных годов, отнимание земель купцами и церквами не задавили трудовой дух народа. Славились оринино-акрамовские мастера золотых рук на весь уезд вплоть до Великой Отечественной войны.
Геннадий Васильев в книге приводит данные Х ревизской сказки (т.е. переписи) 1850 года и перечисляет населенные пункты 5 сельских обществ волости. Мне это интересно. Думаю, другим тоже полезно знать, как менялась административная судьба родных деревень. Поэтому привожу цитату (с. 14-15). «1.Акрамовское сельское общество: с. Акрамово (дд. Ярабайкасы, Костеряково, Идыгачкасы, Антикасы, Костеряки, Аначкасы, Пронькасы, Аверково, Милюдакасы, Елачкасы), д. Янышево (Турикасы, Туманакасы, Шоркасы, Салакасы, Малые Янышево/Синьял, Малые Торханы)».
2 и 3 пунктом идут Перво-Васькинское (Моргауши) и Мало-Орининское общества. 4 и 5 пункты — Второ-Туруновское (деревни Вторые Туруново/Эльменкасы, Лапракасы, Хыймалакасы, Тойдеряккасы, Чуралькасы, Эндимеркасы, Лебедеры, Мамышево, Хора Сирма, Тимой Мамыш) и Перво-Кинеярское, в котором было с. Анат-Киняры, Второ-Кинярское/Кадикасинское общество охватило Чурадчики, Первая Байрашева. Расположенные на правой стороне Покшаушки деревни, а также родина врача-писателя Кузьмы Пайраша Вускасы/Иштерек остались в Моргаушском же районе.
В разделе «Волость в 1861-1917 годах» речь снова возвращается к отделившимся деревням. Разраставшиеся населением волости после 1861 года делились на новые административные образования. Перво-Кинярское общество отделилось от Акрамовской в Сюндырскую волость с центром вначале в современном Малом Сундыре, потом — в Ядринкасах и, наконец, в Ишлей-Покровском. Семь Анат-Кинярских околодков после 1866 года разделились на два сельских общества: анаткасинское (Анаткасы, Ториково, Пошкары, Шомиково, Хорнзор) и Первое-Кинярское (Сюльдикасы и Карамалькасы) . Оставшиеся 4 общества Акрамовской волости вскоре поделены на все 13 сельских земельных обществ, в том числе — Падаккасинское, Хоракаинское, Ярабайкасинское, Янышское, Лебедерское и другие.
Какими были волостные власти, волостные сотники и старосты, секретари, старшины, коштаны, судьи, уездные предводители, члены, исправники, начальники, бурмистры, нам известно по поэме Семена Эльгера «Под гнетом», по роману Хведера Уяра «Таната»(«Шурча таврашӗнче»). О них немало говорится в исследовании Г.Л. Васильева. С большим вниманием следил за действиями начальника 3-го земского участка Алексея Аристова. Полномочия земского начальника на сельские общества распространялись широко. О нем я слыхал добрые отзывы моей Анат-Кинярской учительницы, бывшей дворянки из Одессы, народницы Любови Половинской и своей мамы. Он помогал строить школы, старался справедливо решать земельные тяжбы крестьян. Аристов Алексей Николаевич был непременным членом Козьмодемьянского уездного присутствия по крестьянским делам. В этой работе он был со дня образования должности в 1891 и до упразднения её в 1917 году. Его квартира находилась в Кадикасах нашей Сюндырской волости. Обслуживал еще две волости — Акрамовскую и Янгильдинскую. Редкие царские чиновники оставили о себе хоть какую-нибудь добрую память. Но мир, как видно, не без умных и добрых людей.
В исторической книге много сказано о деревнях и ее выселках, об открытии школ, ликбезе, развитии здравоохранения, промыслов. Чтобы эта история была понятна ученикам, юношам, девушкам, молодым людям, необходимо библиотекарям, учителям их прочитать на современном «языке» и уяснить, как менялись, исчезали и появлялись топонимы, школы, артели, хозяйства родной стороны. В монографии дано множество фотоснимков, рисунков, таблиц, планов, репродукций старых карт и документальных свидетельств. В них десятки названий местностей, деревень, рек. Это мне особенно заметно стало оттого, что местные жители не могли назвать названия притоков Моргаушки, когда я на днях посетил дом профессора Леонида Сергеева в деревне Сюрла-Три. А Ҫурла Тӑрри в русских документах и на картах переиначили в немыслимые названия Чура Турлы, Чурлы Турды, Чури трлы, Чура Дарлы… Вообще лучше, когда краеведы, как Геннадий Васильев, начинают танцевать от старинных карт, основательно изучая свои края глазами давних службистов и этнографов.
Книга снабжена подробным обзором работ о крае, новых книг об отдельных селениях, богатым списком литературы и источников, словарем устаревших слов, старых мер и терминов. Вникая в сугубо исследовательский этикет краеведа, думаю, что он отлично владеет языком документов и умело возвращает их в нашу память. Ему помогли главный архивист читзала Марийского госархива Наталья Конышева и консультант, глубокий историк ЧГИГН Юрий Гусаров, которых благодарит автор. Многолетний труд получился новаторским исследованием, открывшим широкие ворота для исследования волостей, незаслуженно забытой темы в чувашской истории. Работу «Акрамовская волость» выдвигаю на премию СЧК и ЧНАНИ имени Никиты Бичурина, а также прошу отметить дипломом имени Кузьмы Элле как лучшую работу по краеведению.
Отклик на добротную книгу Г.Л. Васильева завершаю его же словами: «Жить в родном краю и не знать его историю нельзя. Любой край имеет свою неповторимую историю и каждый из нас должен знать её».
Виталий Станьял, почетный председатель Союза чувашских краеведов