You are currently viewing Школьный этнографический музей в образовательном процессе

Школьный этнографический музей в образовательном процессе

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 года, предусматривает в рамках реализации программы воспитания и социализации обеспечение приобщения обучающихся к культурным ценностям своего народа, своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них российской гражданской идентичности.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту одной из основных задач общеобразовательных организаций (далее – школы) остается обеспечение передачи из поколения в поколение многовекового опыта своего народа, его нравственных устоев, создание условий для приобщения учащихся к материальным и духовным ценностям, для реализации важнейшей функции формирования у них этнического самосознания и достоинства. В системе образования России и Чувашской Республики краеведение стало традиционным и эффективным средством обучения и воспитания учащихся и прочно вошло в комплекс образовательно-воспитательных средств.

Духовное, нравственное воспитание личности школьника – важная задача современной школы и общества. Оно направлено на целостное формирование и развитие школьника, в процессе которого у них формируется любовь к истории и культуре родного края, чувство патриотизма.

В МБОУ «СОШ № 60» г. Чебоксары в 2000 году открыт этнографический музей, который играет огромную роль в образовательном процессе. Здесь собран богатый и разнообразный этнографический материал.

В настоящее время в фондах музея насчитывается около 1000 подлинных предметов старины [15]. Музей занимается «собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов» [8, 369].

В школьном музее проходят уроки родного (чувашского) языка, истории и культуры родного края, уроки-встречи, мастер-классы, «круглые столы», городские и республиканские семинары учителей культуры родного края, родного (чувашского) языка.

Создана постоянная экспозиция, где представлены следующие разделы: киреметище, глиняная, деревянная посуда и утварь, металлические изделия, предметы упряжи, плетеные предметы, коллекция сельскохозяйственных культур, ткацкий стан и ткацкие устройства, чувашская национальная одежда, вышивка. Часть экспозиции занимает интерьер крестьянской избы I половины ХХ века.

Исключительно важное место в работе музея занимают обзорные и тематические экскурсии. Во время экскурсий юные экскурсоводы стремятся формировать у учащихся уважение к памятникам истории и культуры, к осознанию их общественной значимости, эстетической ценности, необходимости сохранения этих реликвий для будущих поколений.

Привлекает внимание посетителей ткацкий стан, который занимает значительное место в экспозиции. В крестьянском быту он был весьма необходимым предметом, он одевал людей. Интересен упрощенный ткацкий станок, называемый «шарач станĕ», на котором промежуточные чуваши ткали пояса и разного рода тесьму. Во время экскурсий экскурсоводами демонстрируются ткачество холстов на ткацком стане, ткачество широких поясов на «шарач станĕ», ткачество узких поясов на «дощечках». А руки ребят неудержимо тянутся к ним. Они видят рождение произведений искусства – холстов, разноцветных поясов. Здесь же собрана богатая коллекция чувашской национальной одежды, значительное место занимают головные уборы разных этнографических групп чувашей.

Часть экспозиции посвящена крестьянскому жилью первой половины ХХ века. Небогат интерьер избы. Небольшой стол, скамья, старый стул, сундук. С потолка на стол льется тускловатый свет керосиновой лампы. Самое дорогое в этом доме ребенок. Он спит в зыбке.

Интересны предметы из бересты и лозы – плетеные кошели, чехлы для топоров, лапти. Задерживают взгляд посетителей ковши, украшенные резьбой.

Культуроведческая тема интересна обучающимся, особенно в связи с введением в образовательные программы разных уровней этнокультурного компонента, освещение которого в музейной экспозиции имеет важный информационный и образовательный аспект.

Образовательная деятельность музея ценна тем, что учащиеся во время экскурсии не просто получают разнообразную информацию, но и могут удостовериться в подлинности предметов старины. Бесценно их значение в создании особого микроклимата на уроке, в школе, доброго настроя в душах обучающихся.

Система целенаправленной работы школьного этнографического музея позволяет обновлять содержание образовательного процесса, шире использовать историю и культуру своего народа в духовно-нравственном, патриотическом воспитании школьников. Использование на уроках богатого этнографического материала способствует повышению эффективности и результативности учебного процесса.

Со дня открытия музея проводится экскурсионная, экспозиционная, поисково-исследовательская работа. При музее работает кружок. Обучающиеся, занимающиеся краеведением, обучаются методам поисково-исследовательской работы с целью использования полученных знаний на практике.

Система работы по приобщению обучающихся к истории и культуре родного народа, созданная в школе, дает свои положительные результаты. Юные краеведы МБОУ «СОШ № 60» г. Чебоксары – постоянные участники, победители и призеры городских, республиканских, всероссийских творческих конкурсов, научно-практических конференций, слетов юных краеведов, музейных марафонов и проектов разных уровней.

Обучающиеся школы участвовали в международных проектах Kindred (Family History) Project (История семьи), Local History Project (Местная история). «World Hello Day» / «Всемирный день приветствий», «Новогодние и рождественские поздравления». Работы участников Международного проекта включены в видеофильм «Новогодние и рождественские поздравления» (2014). В этом проекте приняли участие учащиеся из Челябинска, Чувашии, Индии, Индонезии, Пакистана, Румынии [7].

Работа «История семьи Петуховых» Г.Варламова, участника международного проекта Kindred (Family History) Project (История семьи), опубликована в Австралии (2014). Это подтверждает книга «Kindred» [16, с. 85-86], полученная от Джуди Барр, координатора Международного проекта.

О деятельности школьного этнографического музея размещена статья «The ethnographic museum in school 60 Cheboksaru Chuvashia Russia» на сайте издательства «Просвещение» [13], статья «School 60, Cheboksary» на сайте Международного проекта Local History Project [14]. Фотографии музея включены в буклеты Международного проекта Local History Project. Имеется ряд публикаций.

Юные краеведы приняли участие в Международном детском эколого-этнографическом Конгрессе «Полярное лето» [15], который проходил в Ямало-Ненецком автономном округе (г. Салехард, с. Мужи Шурышкарского района).

В рамках Конгресса «Полярное лето» проходила Всероссийская летняя гуманитарно-экологическая экспедиция, где обучающиеся знакомились с жизнью и бытом ненцев и хантов, малых народов Севера. Навсегда нам запомнилось пересечение Северного полярного круга в г. Салехард, единственного в мире города, который находится непосредственно на Полярном круге.

Обучающиеся школы стали участниками всероссийских конкурсов, которые проходили в г. Москва и г. Королев Московской области. Надолго запомнятся экскурсии в Центре подготовки космонавтов в Звездном городке, в Центре управления полетами, в ракетно-космической корпорации «Энергия», в музее военно-воздушных сил в пос. Монино Московской области [15].

Музейные экспонаты активно используются не только на уроках и во внеклассных, внешкольных мероприятиях. Они были использованы на Всероссийском конкурсе «Чувашская красавица России – 2006», на выставке «Народ в серебряном одеянии» в Государственном музее-заповеднике М.А.Шолохова в Ростовской области, на выставке «Они стояли у истоков» Чувашского национального музея, посвященного лингвистам и этнографам чувашского края конца XIX – первой половины  XX века.

Школьный этнографический музей – победитель смотров-конкурсов виртуальных музеев, музейных фестивалей, проектов, конкурсов разного уровня. 

Музей принимал участие в Международных акциях «Подари экспонат музею», «Ночь музеев», «Карта памяти», «Ночь искусств», «Ночь в архиве». В настоящее время этнографический музей участвует в федеральном проекте «Живые уроки», в республиканских проектах «Эстафета памяти поколений» [15], «Мой край – моя Чувашия», приуроченных 100-летию со дня образования Чувашской Республики [3; 5; 6].

Ежегодно юные краеведы школы становятся победителями, призерами всероссийских, международных, межрегиональных, республиканских и городских конкурсов, участвуют в научно-практических конференциях, республиканских фестивалях музеев общеобразовательных учреждений.

В школьном музее были сняты видеосюжеты для видео-приложения к учебному пособию «Родной край» [2]. Здесь обучающиеся школы показывали театрализованные представления обычаев и обрядов чувашского народа «Сурхури – зимний молодежный праздник», «Улах» (Посиделки), благословения молодых на свадьбе и проводах в армию и др. [15].

Музей часто встречает гостей, были гости из Финляндии, Эстонии, Казахстана, Республики Татарстан, Республики Башкортостан и многих других регионов РФ. Музей также посещают воспитанники детских дошкольных образовательных организаций, обучающиеся городских школ.

Деятельность школьного этнографического музея освещалась в городских [1], республиканских газетах и журналах, на сайте школы [10] и сайте руководителя музея [11], в передачах «Ылтăн çÿпçерен», «Халал», «Республика», «Жизнь столицы» и других передачах Чувашского телевидения [3; 5; 6], в передачах «Чăваш чăвашлăхпа пуян», «Шăнкăрав» чувашского радио. Видеосюжет «Учителя чебоксарской школы занимаются с детьми ткачеством» показан в информационных выпусках «Вести»ВГТРК «Чувашия». Имеются публикации в сети Интернет.

Сегодня деятельность школьного музея неотделима от краеведческого движения. Налажено сотрудничество с музеями города и республики.

Участие школьников в краеведческом движении позволяет сочетать образовательные цели с работой по изучению истории и культуры родного края, выявлению памятников истории и культуры.

Этнографический музей дорог для школы, он наглядно демонстрирует «дела давно минувших дней», быт и занятия предков. Учащиеся школы уверены в том, что без знания прошлого нет будущего.

Литература:

1. Данилова, М.В. В Чебоксарах запустили проект «Мой край – моя Чувашия» // Чебоксарские новости http://www.chebnovosti.ru/News.aspx?group=fc7be72c-b85e-4dcc-a8f7-e55e506e3857&id=9bcd68d5-fcef-4327-827e-a874225cf17c

2. Енькка, Е.В. Родной край. Материальная и духовная культура чувашского народа XVI-XIX веков. Учебное пособие для 6 – 7 классов. – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2004. – 240 с.

3. К 100-летию Чувашской автономии в школах запустили проект «Мой край – моя Чувашия» // https://youtu.be/bflexCuygZ8

4. Краткая справка об этнографическом музее //  https://21202s17.edusite.ru/p49aa1.html 

5. Мероприятия к 100-летию Чувашской автономии в «СОШ №60» // https://youtu.be/pe9y5eORGgM.

6.Навстречу 100-летию Чувашской автономной области: в чебоксарских школах успешно реализуется проект «Мой край – моя Чувашия» // http://www.gcheb.cap.ru/news/2020/02/11/navstrechu-100-letiyu-chuvashskoj-avtonomnoj-oblas.

7. Новогодние и рождественские поздравления // http://vimeo.com/83371057.

8. Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1999. – 944 с.

9. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» // https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070507/.

10. Сайт МБОУ «СОШ №60» г. Чебоксары // https://21202s17.edusite.ru/p166aa1detales488.html.

11. Сайт Федотовой Людмилы Аркадьевны // http://fedotova.chuvash.org/.

12. «Сто великих лет»: в школах города проходят мероприятия, посвященные празднованию векового юбилея Чувашской автономии // http://chebobraz.cap.ru/Info.aspx?type=news&id=4213693.

13. Трофимова, Н.З. The ethnographic museum in school 60 Cheboksaru. URL: http://schoolrussia.prosv.ru/umk/spotlight/info.aspx?ob_no=31246.

14. Федотова, Л.А., Трофимова, Н.З. Local History. Russia, Cheboksary. School 60 Cheboksary // http://iearnlocalhistory.blogspot.com/p/russia-cheboksary.html.

15. Этнографический музей //  https://21202s17.edusite.ru/p43aa1.html.

16. Kindred. Volume 5. An iEARN project international Education and Resource Network. – Australia, 2014. – 104 с.

Федотова Людмила Аркадьевна,

учитель истории и культуры родного края

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №60» г. Чебоксары

Добавить комментарий