Вы сейчас просматриваете Шорча хранит множество тайн

Шорча хранит множество тайн

(отзыв о книге В.Мартынова «Акрамово: события и люди)

Мудрецы ломали головы над названием селения Шорча (Акрамово), но до сих пор вразумительного толкования этимологии ни у кого не вышло. Нет его и в этой основательной книге почетного краеведа, активного члена Центрального Совета чувашских старейшин Вячеслава Мартынова. Он приводит доказательства видного знатока чувашской ойконимики Кузьмы Элле(шорлă вырăн), известного языковеда Федора Тимофеева(шурă тěс), докторов наук языковеда Леонида Сергеева и историка Василия Димитриева (от собственного имени Акрам, Екрем).

Полагаю, что «Шорча» чисто чувашское древнее название, а Акрамово – ойконим тоже древнее, видимо, булгарского времени с арабским смещением. Значение «шур» и «ак» совпадает – «белый», не верить трудно. Шоркель – шурă кӱлě, Шорсу и Аксу – шур шыв, Шорсал, Актау – шур ту, Ак баш – шур пуҫ, Акдаш – шур чул. Если слово «Акрам» из этого ряда, то оно означает» «белый рам». Что же «рам»? Угодье, урочище? Может, «урам»?

Вячеслав Мартынов топонимикой и этимологией специально не занимается, но читателя к ним настойчиво и непременно приводит. Казалось бы, совсем далекий от сельских будней, речек и полей служивый человек, но он любит свой край, гордится им и хочет о нем знать больше и рассказать сородичам.

Автор тем и достоин похвалы земляков, что он пытливый и серьезный краевед – исследователь, делающий то, что до сегодняшнего дня не делали штатные историки, лингвисты, топонимисты и вся чувашская армия академических ученых государственных институтов и университетов. Славные ученые трудятся над мудреными темами в поте лица за свои степени и звания, а бессребренники-краеведы душу отдают народу, взамен не требуя наград. Я ими горжусь и хвалю! Хвалю и В.В. Мартынова, автора многих историко-краеведческих книг о селениях Моргаушского района Чувашской Республики. На стеллаже моей домашней библиотеки на почетномряду стоят его книги «У реки Кидярки», «Несущие свет и знания», «Кашмаши…».

Акрамово – известное село, историческое и памятное. В памяти неизгладимое Акрамовское восстание и роман народного писателя Хведера Уяра «Близ Акрамово». После Великой Отечественной войны наш учитель-фронтовик пешком повел нас, школьников, по полям и лугам через речку Покшаш в Акрамово на экскурсию, мы видели новинки – электростанцию, грузовые машины, фермы, но до сих пор часто вспоминается, как нас бесплатно накормили в колхозной столовой. Вкус акрамовского конопляного масла и сейчас как будто бы во рту. Акрамовский колхоз тогда славился во всей республике. Славное было хозяйство!

Акрамовцы свято хранят память о своих предках, воевавших против сатраповского произвола крепостников. Вслед за царским указом наши летописцы все еще пишут, что ленивые чуваши, «надеясь на пособия от государства и не радеют обеспечить себя в продовольствии и сохранении семян», бунтовали вроде из-за слухов о безобидной общественной запашке. Это царская ложь на измор народа, притом – в голодные годы. Народ стоял перед смертью. Попробуй поднять добропорядочного чуваша по пустяковому вопросу против власти! Стоял вопрос жизненной трагедии. И царь безжалостно растоптал инородцев в землю, раскидал по Сибири. Историкам нашим предстоит по-настоящему оценить крайне тяжелую ситуацию крестьянина-инородца. Те условия нищеты и бесправия наши исследователи нового поколения даже в уме представить не могут.

Надо бы поставить на самом видном месте развилки автострады М-7 величавый монумент чувашским и марийским героям-хлеборобам и их руководителям, своеобразным декабристам из низов – грамотным унтер-офицерам, орденоносцам, покорителям Парижа Василию Григорьеву и Сидору Семенову, погибшим за народное дело под розгами и пытками в таежной ссылке.

Акрамово – символ мужества крестьянина, героическое село, славное во всей истории многонациональной России! Только в борьбе, только в труде, братской спаянностью и единством инородцев – черемис, вятчан, татар, мордва – со-хранился чувашский народ и ускорил падение крепостничества. Акрамовская война – событие общероссийского масштаба. Ценные документы приведены в разделе «Об участии акрамовцев в войнах Российской империи». Отечественная война 1812 года, русско-японская, Первая мировая война. Жуткие картины кровавых потерь. Списки награжденных, раненных, вернувшихся. Гражданская война, Великая Отечественная… Несть числа жертвам! Автор книги вернул народу многих известных и забытых защитников. Борцы за трудовой народ и Родину не могут быть преданы забвению. Год за годом движется история края, и она подробно и ясно освещена в книге В.В. Мартынова. Февраль 1917 года и Керенский, 1918 год и продразверстка, Акрамовская волость и первые советы, комитеты бедноты, вечное противостояние между бедностью и богатством, и нет тут места для полной справедливости! Еще долго будут кровоточить раны от дурацких репрессий 30-ых годов, от потерь в годы голода и Гражданской войны. Всенародный подвиг в Великой Отечественной войне мог бы совершен без напряженной работы акрамовцев и им подобным миллионам сельчан? Бедная, голодная, сирая Чувашия последние куски отправляла на фронт. Кто оценит этот печальный подвиг, если не краеведы? Жизнь все равно не остановилась. Слезами и потом младых и старых орошались успехи колхозов, выполнялись государственные задания. Легкой жизни никогда не было. Сама жизнь в ХХ веке для чувашской деревни была сродни фронтовому подвигу, и это в книге про село Акрамово вдумчивому читателю видно без подсказки. Село – колхозы, совхозы, коопхозы – на своих плечах вынесли тяготы фронтового продовольственного и военно-промышленного обеспечения. Пусть капитализм не признает коллективный труд и с остервенением растерзал колхозы – славная история труда не может быть вычеркнута из книги бытия.

В книге «Акрамово…» подвиг колхоза «Герой» освещен довольно подробно и с уважением. История села показана не только через малые и большие события. Важна и понятна история в лицах. Теперь лишь в книгах, картинах и фотогалереях хранятся лица наших героических предков, прадедов и дедов. Их в книге «Акрамово…» немало. На целый раздел повествования, значит, потомки хранили дорогие для семей образы фронтовиков, учителей, трактористов, хлеборобов, животноводов, гармонистов, медалистов, орденоносцев… А сколько было ушедших бесследно, без медалей, орденов и не попавших по скромности в число знатных сельчан? В книге справедливо подробно даны учительские династии, описан их беспокойный труд. Теперь трудно найти таких преданных, любящих чужих детей, борющихся за родной язык, культуру и честь народа работников образования. Быстро сдали свои позиции учителя, особенно – чувашские, не смогли отстоять свои законные права. Не без пассивности современных сельских педагогов село хиреет и чахнет. Скажете, время виновато. А кто временем управляет? Опять царь и урядник? Как-то тут не по-акрамовски…

Вглядитесь в лица на пожелтевших фотографиях, и вы увидите много знакомых людей ушедшего века. Прочтите их воспоминания или рассказы о них их учеников. Тогда вы не можете не признавать их подвиг на ниве национального знания и самосознания.

…Соломенные крыши домов, запряженные в телеги усталые быки… Ведь это было, и было давно, при дедах, но все еще от нас не отрывается эта нужда в век даже цифровой цивилизации. Значит, борьба за счастливое будущее еще не завершена. Я думаю, подобные документальные книги лучше любой беллетристики откроют глаза на мир и помогают глубже обмозговать наш сегодняшний день и завтрашнюю перспективу.

Виталий Станьял,

кандидат филологических наук,

почетный председатель Союза чувашских краеведов.

Добавить комментарий


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.